Что такое шри янтра. Мантра Шри Янтра: сильная притягательная мантра. Векторные изображения Шри Янтры

Шри Янтра (Трипура Сундари)

Поклонение Шри-Видье было распространено в с самых древних времен. Приверженцем Шри-Видьи был Свами Говиндалада, учитель Ади Шанкарачарьи (первого Шанкарачарьи). Он посвятил Шанкару в правила поклонения Шри-Видье, и Шанкара написал об этом одухотворенную книгу под названием «Саундарийя-Лахири». Многие современники Шанкары - Сурешвара, Падмапада, Видьяранья Свами - также поклонялись Шри-Видье. Брат Чайтанъи, известный как Прабху Нитьянанда, был вайшнавом, и все же поклонялся Шри-Видье. Известный шиваитский учитель Абхинавагупта поклонялся Шри- Видье наряду с Шивой. Таким образом, поклонение Шри-Видье было распространено среди тактов, ведантачарьев, вайшнавов и шайвов.

Шри-Видья, или Шодаши, является третьей из десяти махавидий. Она известна под различными именами: Сундари, Лалита, Трипура-Сундари, Шодаши и Бала. Для поклонения Шри-Видье необходимо понять ее янтру, которая является самой удивительной из всех янтр и называется шри-янтрой, шри-чакрой или лалита-чакрой. Правила поклонения Шри Янтре, метод ее построения и полное толкование приведены в «Саундарийя-Лахири». Они основаны на древнейшем духовном пути, самайя-матеу поскольку Шанкара был ведантачарьей, посвященным в самайя-мат. Этот путь отличается от каула-мата, чистого поклонения Шакти. Разница между этими двумя школами заключается в построении янтры.

Приверженцы самайя-мата строят Шри Янтру так, что в ней имеются пять треугольников, обращенных вершиной вверх, и четыре треугольника, обращенных вершиной вниз. В каула-мате все наоборот: пять треугольников обращены вершиной вниз, а четыре - вершиной вверх. Эти янтры получили различные названия: первую называют шриштхи- крама («закон развития»), а вторую - самхара-крама («закон исчезновения «), Легко заметным внешним отличием двух янтр является центральный треугольник с бинду. В самайя-мате этот центральный треугольник обращен вершиной вверх, а в каула-мате - вершиной вниз. В каула-мате построение этой янтры считается тайной, известной только посвященным. Но в «Лалита-Сахасранаме» описывается метод построения Шри Янтры.

Шри Янтра очень притягательна и могущественна. Она состоит из девяти пересекающихся треугольников. Четыре из них обращены вершинами вверх, а остальные - вершинами вниз. Четыре обращенных вершинами вверх треугольника относятся к Шиве, а оставшиеся пять являются треугольниками Шакти. Сочетание девяти треугольников образует Шри Янтру - самую динамичную из всех янтр. Если начертить сходную схему, состоящую из восьми пересекающихся треугольников, четыре из которых направлены вверх и четыре - вниз, то получится уравновешенная, статичная фигура. Вызванное добавлением еще одного треугольника нарушение равновесия делает янтру динамичной и более мощной.

Шри Янтра представляет собой единственную асимметричную схему, однако ее красота заключается в том, что на первый взгляд она кажется симметричной. В целях поклонения Шри Янтру изображают на медных, серебряных и золотых пластинах в виде плоского рисунка или выпуклого рельефа, выложенного камнями, кварцем, хрусталем и самоцветами. Последний тип изображений Шри Янтры имеет форму пирамиды; в древности существовало множество подобных янтр. Обычно Шри Янтра олицетворяет тело богини Трипура-Сундари, хотя в некоторых текстах ее называют пупком Божественной Матери. Действительно, существуют скульптурные изображения Божественной матери, в области пупка которой начертана Шри Янтра. Шри Янтру называют также «янтрой космоса». В «Бхайраваямала- тантре» четко сказано, что янтра Трипура-Сундари отражает форму космоса. В «Кама- калавиласе» говорится, что Шри Янтра построена на тех же принципах, что и человеческое тело.

В Шри Янтре также есть девять чакр (групп), аналогичных девяти чакрам (психическим центрам) в теле человека:

1. Бинду.
2. Трикон (центральный треугольник, содержащий бинду).
3. Агитар (группа из восьми треуголь ников вне трикона).
4. Антардашар (группа из десяти внутренних треугольников).
5. Бахирдашар (группа из десяти внешних треугольников).
6. Чатурдашар (группа из четырнадцати треугольников).
7. Аштадала (кольцо из восьми лепестков лотоса).
8. Шодашадала (кольцо из шестнадцати лепестков лотоса).
9. Бхупур (квадрат с четырьмя вратами).

В отношении Шри Янтры слово чакра означает группу (буквально «круг») структурных элементов, а не психические центры кундалини-йоги, однако между девятью фигурами шри- янтры и этими психическими центрами существует определенная связь, представленная в таблице.

Место в теле Название чакры Количество лепестков Элемент шри янтры
Бху-мадхья (межбровье) Аджня 2 Бинду
Ламбика (между носом и горлом) Индра-йони 8 Трикон
Кантха (горло) Вишуддха 16 Аштар (группа из восьми треугольников)
Хридайя (сердце) Анахата 12 Антардашар (группа из десяти внутренних треугольников)
Набхи (пупок) Манипура 10 Бахирдашар (группа из десяти внешних треугольников)
Васти (ниже пупка) Свадхистхана 6 Чатурдашар (группа из четырнадцати треугольников)
Муладхар (тазовая область) Муладхара 4 Аштадал (кольцо из восьми лепестков лотоса)
Таддходеша (ноги) Кул 6 Шодашдал (кольцо из шестнадцати лепестков лотоса)
Таддходеша (стопы) Акул 1000 Бхупур

В «Камакалавиласа-агаме» утверждается, что практикующему совершенно необходимо постичь подлинную форму богини Трипура-Сундари, а единственный способ сделать это - понять ее символическую форму, Шри Янтру. Таким образом, становится ясно, что Шри Янтра представляет собой:

  • образ космоса (схему его развития и эволюции);
  • образ человеческого тела (схему его внутреннего строения);
  • образ богини Трипура-Сундари (поскольку эта богиня является энергией, пронизывающей весь феноменальный мир).

Пять треугольников, обращенных вершиной вниз, или треугольников Шакти, проявляются как пять танматр (слух, осязание, зрение, вкус и обоняние), пять махабхут (акаша, воздух, огонь, вода и земля), пять органов чувств (уши, кожа, глаза, язык и нос) и пять органов действия (руки, ноги, рот, половые органы и анус). В человеческом теле эти пять элементов еще проявляются как кожа, нервы, плоть, жир и кости.

Четыре обращенных вершиной вверх треугольника - треугольники Шивы - олицетворяют мужскую энергию и проявляются как читта (субстанция сознания), буддхи (интеллект, высший разум), ахамкара (самоосознание, ощущение собственного «я», эго) и манас (ум, низший разум).

Когда пять направленных вершиной вниз и четыре направленных вершиной вверх треугольника пересекаются и накладываются, возникают сорок три новых треугольника - подобно тому, как взаимодействие мужской и женской сил в космосе порождает разнообразные объекты феноменального мира.

Подобно бинду в центре, который символизирует Божественную Мать, бинду в сахасрара-чакре олицетворяет индивидуальное сознание, которое есть «Я» (джива), душа, дух, или Атман.


Бинду

Бинду, точка внутри центрального треугольника и янтры, именуется также сарваанандамайи-чакра, то есть «чакра совершенного блаженства». Бинду представляет собой семя всей вселенной, оно пребывает вне времени и пространства. В этом бинду в вечном единении пребывают Камешвара (бог комы, желания) и Камешвари (шакти стремления к окончательному единению). Камешвара и Камешвари пребывают в человеческом теле выше сома-чакры - в сахасрара-чакре, чакре лотоса с тысячей лепестков.

При медитации на Шри Янтре поклонение вечному союзу Шивы и Шакти осуществляется посредством сосредоточения на бинду. Поклонение ишта-девате (личному божеству) и гуру также проводится сосредоточением на бинду. Бинду представляет собой завершающую точку янтры, однако центральное положение делает его и началом янтры. Без понимания важности этой точки невозможно построить янтру. Бинду является изначальной причиной, семенем янтры. Любое поклонение Шри Янтре завершается медитацией на бинду.

Трикон

Трикон, который иначе называют сарва-сиддхи-прада-чакрой, представляет собой основной треугольник, содержащий в себе бинду. В каула-мате он изображается обращенным вершиной вниз. Согласно Тантре, этим треугольником становится сам бинду, стремящийся проявиться. Трикон создан сиянием бинду. Бинду - семя дерева творения, и он остается внутри него в своей тонкой форме. Когда завершается период покоя и начинается эпоха движения, бинду порождает трикон: скрытое становится проявленным. Три стороны трикона принадлежат трем богиням - Камешвари, Бриджешвари и Агамалини, - которые шествуют в сопровождении трех гун (саттвы, раджаса и тамаса). Три основных отрезка трикона представляют собой питхи («обители»), представленные и в человеческом теле:

1. Камакшья-питха соответствует муладхара-чакре.
2. Пурнагири-питха соответствует анахата-чакре.
3. Джаландхара-питха соответствует вишуддха-чакре.

Помимо того, трикон олицетворяет йони (женский половой орган), изначальную Пракрита с тремя тунами, тремя состояниями сознания: джагратом (бодрствованием), свайной (сновидением) и сушупти (глубоким сном). В период покоя изначальная Пракрита неподвижна и остается в форме бинду, а в период движения приходит в движение и становится триконом. Она является той же силой, которая известна в Тантре как Божественная Мать Трипура-Сундари, Трипура или Шри-Видья. По утверждению «Кама- калавиласы», между бинду (Шивой) и триконом (Шакти) нет никакой разницы. Камешвара и Камешвари становятся тремя аспектами сознания - распознаванием, действием и наклонностью, то есть пониманием, действием и ощущением. Название сарва-сиддхи-прада означает «наделяющее всеми силами (сиддхи)». Медитация на этой чакре приносит могущество.

Аштар

Аштар, группа из восьми треугольников, именуется также сарва-рог-хара-чакрой - «чакрой, избавляющей от всех недугов». Восемь треугольников представляют собой восемь йони, образующих восьмерицу всего сущего. Тантристы изображают Камешвару четырехруким и держащим в руках четыре различных приспособления; Камешвари также имеет четыре руки. Эти восемь инструментов в руках Камешвары и Камешвари и олицетворяются восемью треугольниками. Кроме того, эти треугольники соответствуют восьми богиням, которые носят имена Вашини, Камешвари, Модини, Вимала, Аруна, Джаяйни, Сарвешвари и Каулини.

Эту чакру называют также агник-хандой, «обителью огня»; в ней присутствуют десять энергий огня: Ушма, Джвалини, Виспхулингини, Сушри, Сурупа, Капила, Хавьяваха, Кавьяваха, Праспху-тика и Шит. Аштар считается подлинной шри-янтрой. Восемь треугольников аштара и один треугольник трикона - в сумме девять - называют навдвара- чакрой, краеугольным камнем феноменального мира. В тантрических текстах человеческое тело также называют навдвара-чакрой, так как оно имеет девять врат.

Поклонение аштару, трикону и бинду приносит защиту, могущество и блаженство и избавляет от любых душевных, умственных и физических недугов.

Антардашар

Антардашар - группу из десяти треугольников, окружающих аштар, - называют также сарва-ракшакара-чакрой, «чакрой, обеспечивающей полную защиту». Такая защита достигается не внешними силами, а внутренней дисциплинированностью. Эта чакра обладает способностью защищать по той причине, что она представляет собой «пункт управления» пятью органами действия и пятью органами чувств. Управляющий десятью индрийями человек обретает защиту от любых внешних раздражителей.

В десяти треугольниках восседают десять йони, или шакти: Сарваджня, Сарва-Шакти- Прада, Сарва-Айшвари-Прада, Сарва-Джнянамайи, Сарва-Вьядхи-Нашини, Сарвадхара, Сарва-Пап-Хара, Сарва-Анандамайи, Сарва-Ракша и Сарва-Айп-сат-Пхал-Прада. Эти богини соответствуют десяти телесным огням и отвечают за следующие функции: речака (очищение), пачака (пищеварение), шочака (высыхание, впитывание), дахака (сжигание), плавака (извлечение сущности, выделение белков), кшарака (окисление), уддхарака (извлечение), кшобхака (возникновение подавленности), джрамбхака (усваивание) и мохака (возникновение привлекательности).

Способность управлять десятью огнями путем подчинения десяти индрий обеспечивает человеку полную защиту.

Бахирдашар

Бахирдашар - группу из десяти треугольников, окружающих антардашар, - также называют сарва-артха-садхака-чакрой, «чакрой, делающей возможной любое осознание». В санскрите слово артха означает «деньги», а также «смысл». Эта чакра наделяет человека способностью осознавать все вокруг, делать свою жизнь осмысленной. В десяти треугольниках пребывают десять йони, или шакти: Сарва-Сампада-Прада, Сарва- Прийянкари, Сарва-Мангал-Карини, Сарва-Кама-Прада, Сарва-Духкха-Сва-вимочини, Сарва-Мритью-Прашамни, Сарва-Виджня-Ниварни, Сарван-Сунда-ри, Сарва- Саубхаджнядайини и Сарва-Сиддхи-Прада. Эти шакти управляют десятью пранами тела под названиями: прана, апана, самана, вьяна, удана, курма, крикила, нага, дхананджайям девадутта. Именно благодаря пране все становится живым и обретает значение, то есть исполняется артха.

Медитация на этой чакре помогает человеку достичь контроля над праной, а такой контроль позволяет управлять разумом. Разум действует посредством десяти индрий (пяти органов действия и пяти органов чувств). Органы чувств делают осмысленным внешний мир, а органы действия обеспечивают человека возможностью добиваться желаемого и насыщать органы чувств - однако в отсутствие праны ни одна из групп органов не способна функционировать.

Чатурдашар

Группа из четырнадцати внешних треугольников, или йони, называется чатурдашар или сарва-саубхаджня-дайяк-чакра. В этих йони пребывают следующие шакти: Сарва- Санкшобини, Сарва-Вид-Дравани, Сарва-Акаршини, Сарва-Ахладини, Сарва-Саммохини, Сарва-Истамбхини, Сарва-Джамбхини, Сарва-Шанкари, Сарва-Ранджини, Сарвонмадини, Сарва-Артха-Садхини, Сарва-Сампатти-Пурни, Сарва-Мантрамайи и Сарва- Двандкшьякари. Эти богини отвечают за четырнадцать Нади: аламбуша, куху, виш-водари, варуни, хастджихва, яшодари, пайясвани, гандхари, пуша, шанкхини, са-расвати, ида, пингала, сушумна (подробности см. в «Иогашикха-упанишаде»). Четырнадцать шакти пребывают в манасе (разуме), буддхи (интеллекте), читте (субстанции сознания) и ахамкаре (самоосознании, эго) и десяти индриях. Таким образом, они представляют собой внешние очертания янтры и человеческого тела (микрокосма). Эти богини приносят удачу, о чем свидетельствует само название: сарва-саубхаджня-дайяк-чакра - «чакра, приносящая удачу».

Аштадала

Аштадала, кольцо из восьми лепестков лотоса, известна также как сарва-санко-шобан- чакра. Эти лепестки являются обителями восьми богинь по имени Анан-Кусма, Анан-Мекхла, Анан-Мадна, Анан-Маданатура, Анан-Рекха, Анан-Вегини, Анан-Мадананкуша и Анан- Малини. Их функции: вачана (речь), адана (перенос), гамана (уход), висарга (возвышение), ананда (блаженство), хана (отсутствие), упаЭдня (дарение), умекшя (пренебрежение). Эти восемь лепестков символизируют такие категории: рупа (форма), раса (вкус), гандха (запах), спарша (прикосновение), шабда (звук), нада (изначальное звучание), пракрита (изначальная природа) и пуруша (высшее «Я»).

Шодашадала

Кольцо из шестнадцати лепестков лотоса под названием шодашадала именуется также сарва-ашапурака-чакрой: «чакрой исполнения всех надежд, воплощения в жизнь любых ожиданий». Это чакра исполнения желаний. В шестнадцати лепестках кроются шестнадцать шакти: Кама-каршини, Буддхийякаршини, Ахамкара-каршини, Шабдакаршини, Спаршакар- шини, Рупакаршини, Расакаршини, Ган-дхакаршини, Читтакаршини, Дхайрь-якаршини, Исмритъякаршини, Намакаршини, Биджакаршини, Атмакарши-ни, Амритакаршини и Шариракаршини. Эти шакти проявляются посредством шестнадцати орудий: пяти элементов, десяти индрий и одного Разума.

Два кольца лепестков лотоса связаны с лунной энергией, а группы из сорока трех треугольников - с солнечной. Такое соотношение делает янтру динамичной: она проявляется как сочетание лунной и солнечной энергий, то есть в форме электромагнитной энергии.

Бхупур

Бхупур, квадрат с четырьмя вратами, иначе называют трайелока-мохана-чакрой, «чакрой, привлекающей три локи (мира, или плана)». К локам относятся физический мир (бхулока), астральный план (бху-варлока) и небесный мир (сваргалока).

Обычно бхупур считается обителью янтры местом пребывания шакти; он олицетворяет грубое материальное явление, в котором эта шакти кроется на протяжении цикла сотворения и сохранения. К бхупуру относятся все стражи восьми сторон света (дикпалы). Кроме того, бхупур символизирует десять сиддхи. К ним относятся: анима (умение становиться ничтожно малым), лагхима (сверхлегкость, левитация), махима (могущество, умение становиться бесконечно большим), ишатава (власть над другими), вашитва (магнетизм, власть над энергиями), пракамъя (способность принимать желаемую форму), бхукти (власть), иччха (воля), прапти (достижение духа) и мукти (способность исполнять любые желания). В нем пребывают также «восемь матерей»: Брахми, Махешвари, Каумари, Вайшнави, Варахи, Айндри, Чамунда, Махалакшми. Эта чакра представляет собой место соединения трех речных потоков: Ганги (лунного), Ямуны (солнечного) и Сарасвати (нейтрального); по этой причине ее называют тиртхараджей (царем всех мест паломничества).

С символической точки зрения, она представляет собой место слияния грубой и тонкой энергий. В отличие от каула-мата, в самайя-мате принято очерчивать вокруг лотоса с шестнадцатью лепестками еще три кольца, которые призваны олицетворять три различные ипостаси Божественной Матери: Пашьянти, Мадхьяму и Вайкхири. Собирательное название этой троицы - Пара-Вани (на иллюстрациях в нашей книге эти три кольца не изображаются). Кроме того, в каула-мате существует специальная янтра для Шодаши, или Трипура-Сундари (она входит в число янтр для десяти махавидий, помимо дополнительной Шри Янтры). В черно-белом варианте Шри Янтра выглядит достаточно сложной, однако на цветном изображении все чакры оказываются четко очерченными, и эта янтра становится настоящим празднеством для глаз. Этой янтре поклоняются для исполнения самых разнообразных желаний.

Пять треугольников, обращенных вершиной вниз, являются обителями пяти шакти: Пармы, Раудри, Джайештхи, Амбики и Парашакти. Четыре направленных вверх треугольника символизируют мужское начало, Шиву, а также принципы иччхи, крийи, джняны и шанти. Треугольники олицетворяют йони. Бинду, восьми лепестковый лотос, лотос с шестнадцатью лепестками и бхупур являются символами Шивы. Таким образом, эта янтра представляет собой слияние элементов Шивы и Шакти, единство которых составляет весь космос. Два кольца лепестков лотоса считаются сомамандалой, «лунной мандалой». Следует медитировать на каждой из девяти описанных выше чакр, в надлежащем порядке проговаривая звуки санскрита. Поклонение этой янтре приносит самые разнообразные силы и достижения, однако его необходимо проводить под руководством наставника, гуру, посвященного в таинства Шри-Видьи. Важно помнить, что медитацию на Шри Янтре не следует проводить по ночам, так как для работы с таким сложным узором глазам требуется дневной свет.

Хариш Джохари. Инструменты для тантры, Шри Янтра

Шри Янтра – один из древнейших геометрических символов, используемых для медитации в школах йоги и тантризма. История появления Шри Янтры уходит в глубь веков и окутано тайной. Первое документальное упоминание о ней можно найти в Атхарваведе (1,2 тыс.лет до н.э.) – здесь встречается гимн ритуальному изображению, образованному из девяти пересекающихся треугольников. По косвенным данным происхождение Шри Янтры может быть ещё более древнее – до арийское (2,5 тыс. лет до н.э.). Научно было доказано, что Шри Янтра обладает большим воздействием на психику человека. В частности эксперименты показали, что даже кратковременная фиксация взгляда на этом изображении затормаживает деятельность левого полушария мозга, отвечающего за логическое и аналитическое мышление, и активизирует правое полушарие, деятельность которого часто проявляется в виде творческих озарений и интуиции. Подобные состояния могут возникать при некоторых ритуальных мистических обрядах, или даже при применении психотропных веществ. ЯНТРЫ И ИХ ЗНАЧЕНИЕ

Янтра - (санскр. yantra = "сбруя, узда; приспособление; ограда; предел; амулет; магический рисунок"); "ненаглядная картинка"; запечатленный образ божества или другое символическое изображение, используемое для медитативных практик и сосредоточения.

Слог ян или ям перводится как удерживание. То есть удерживает сущность объекта, мысли, концентрации.Тра от слова трана - освобожение от уз. Поэтому янтра представляет собой то, что сохраняет сущность и освобождает. Второе значение слова янтра - символ. Символ - это творческое выражение непостижимого. Таким образом, янтра помогает выйти за рамки обычного образа мышления и перейти к измененному состоянию сознания.

Симметричные геометрические элементы Янтры являются лучшими средствами воздействия на зрительные центры в коре головного мозга. Поскольку их половинки одинаковы, они оказывают одинаковое воздействие на оба полушария, то есть способствуют состоянию их уравновешенности. Каждая янтра транслирует свой определенный информационно-энергетический поток.

Созерцание янтр рекомендуется сочетать с мантрами, чтобы одновременно привести в действие зрительное (правое) и вербальное (левое) полушария мозга. Мантры индусов нам, европейцам, достаточно трудно запомнить и повторять, особенно если они включают в себя более пяти слов. Поэтому при созерцании любой янтры подойдет повторение универсальной и самой главной мантры АУМ. АУМ включает в себя все остальные мантры вместе взятые и все звуки вселенной. Мантра АУМ проясняет ум, раскрывает энергетические каналы и усиливает жизненную энергию, расширяет и очищает ауру. Наделяет силой все, на что она направлена. Слово "Аминь" является упрощенным вариантом мантры "АУМ". Оно тоже связано с созиданием, но относится главным образом к его завершающей стадии. Оно подобно точке в конце предложения. Иудейские, мусульманские и христианские молитвы заканчиваются словом "Аминь". Внутреннее значение слова "Аминь" - "во имя Бога, да будет так". Мантры читаются на выдохе, дыхание должно быть ровным и размеренным. Янтры - это универсальные схемы, а мантры - космическое звучание.

Один из древнейших геометрических символов, используемых для медитации в школах йоги и тантризма. История появления Шри Янтры уходит в глубь веков и окутано тайной. Первое документальное упоминание о ней можно найти в Атхарваведе (1,2 тыс.лет до н.э.) - здесь встречается гимн ритуальному изображению, образованному из девяти пересекающихся треугольников.

Шри Янтра образована взаимным пересечением треугольников в двух направлениях: четыре вершинами вверх, символизируя мужской принцип, и пять вершинами вниз, символизируя женский принцип. Как таковых, устоявшихся канонов на цвета Шри-Янтры не существует. Поэтому до нас дошли десятки разных цветовых вариантов изображения Шри-Янтры.

С точки зрения современной анатомии, физиологии и неврологии вся композиция и отдельные элементы Шри Янтры созданы в точном соответствии с механизмами человеческого восприятия и нервной активности вплоть до учета особенностей их нейронной организации.

Научно было доказано, что Шри Янтра обладает большим воздействием на психику человека. В частности эксперименты показали, что даже кратковременная фиксация взгляда на этом изображении затормаживает деятельность левого полушария мозга, отвечающего за логическое и аналитическое мышление, и активизирует правое полушарие, деятельность которого часто проявляется в виде творческих озарений и интуиции.

Правила медитации с янтрами, в том числе и Шри Янтрой, даны в соответствующей литературе и на тематических сайтах в Интернете. К тому же следует придерживаться некоторых рекомендаций:

  • Чистота и уединенность
  • Отсутствие шума и возбуждающих или чувственных зрительных раздражителей
  • Отсутствие людей или предметов, вызывающих у практикующего страх или беспокойство.
  • Медитация на полный желудок - пустая трата времени.
  • Наиболее подходящая поза для медитации - сидя на полу, на коврике, со скрещенными по-турецки ногами. Не нравится такой вариант - можете поджать ноги под себя, на японский манер. Спина обязательно прямая. Руки - на бедрах, ладонями вверх. Можно просто сесть поудобнее, спина прямая, голова - продолжение туловища. Или просто расслабиться и принять удобное положение,расфокусированным взглядом созерцать янтру.

  • Представляет Божественную Мать, пронизывающую собой 3 плана существования: физический, астральный, небесный. Уничтожает омрачения разума в девяти случаях: недуг, слабость, сомнение, подверженность иллюзиям, леность, невоздержанность, ошибочные представления, недостижимость какого-либо йогического состояния, неспособность удерживать йогическое состояние. Стремится к единению и уничтожает все препятствия, которые мешают его достичь. Делает возможным стремление вверх и является помощником для стремящихся развиваться.

    Багала-мукхи Янтра - "Могущественная". Способность сдерживать, усмирять. Остановка речи. Говорящего делает молчащим, яростного спокойным, царя - нищим, сопротивление - сотрудничеством. Обездвиживает врагов, лишает их дара речи. Останавливает движение природных явлений. Помогает устранить со своего пути помехи, добиться победы в состязании и стать знаменитым.

    переносит человека через океан относительного бытия (сансары). Она является воплощением эмоций и речи. Поклонение ей избавляет от проблем, связанных с водой. Связана со cвадхистана-чакрой. Янтра Тары является самой простой и могущественной из янтр. Сиддхи (сверхспособности) Тары могут проявиться благодаря одному лишь упоминанию о ней с подлинной верой. Это делает практику доступной каждому. Даёт: уравновешенность, воодушевление свободного движения, и восстание против утвержденных ценностей, искренность. Она выше правил и установок.

    Cпособствует овладению речью, творческими способностями, музыкой, науками, изящными искусствами. Служит для устранения неуравновешенности и достижения гармонии жизни.


    Камала - другое имя Лакшми, супруги бога Вишну-Хранителя. Ее называют Камалой, так как она восседает на розовом лотосе-камале. Опора феноменального мира. Богиня изящества и чистоты, дарующая бесстрашие, наделяющая дарами мира и благополучия. Избавляет от бедности, даёт покой, гармонию, развитие и достаток


    Кали освобождает от страха смерти (основополагающей тревоги первой чакры). Избавляет от привязанности к физическому телу, а также от привязанностей угрожающих нашему духовному продвижению. Благосклонна по отношению к духовным силам. Связана с муладхара-чакрой и поднятием Кундалини.


    Ганеша - бог всего сущего, мудрости, благоразумия. Устраняет препятствия перед началом дела. Ганеша покоряет лживую суетность, гордыню, эгоистичность, дерзость. Успокаивает рациональный ум (левое полушарие головного мозга), рассеивает все его сомнения, наделяет твёрдостью. Воодушевляет и позволяет приобрести внутреннее равновесие. Является покровителем людей тонкого ума, которые не обманываются внешней формой.


    Дурга Янтра -"Непобедимая". Являет собой объединённое усилие божественных сил, приложенное к привнесению и восстановлению Вселенской Гармонии. Преображает зло в благую энергию. Уничтожает бедность, страдания, голод, дурные привычки, болезни, грехи, несправедливость, антирелигиозность, жестокость, леность. Приносит состояние безмятежности и чистоты.


    Одна из самых важных янтр. Ее называют еще "Янтра Космоса". Этой янтре поклоняются для исполнения самых разнообразных желаний. Пять треугольников, обращенных вершиной вниз, являются обителями пяти шакти: Пармы, Раудри, Джайештхи, Ам-бики и Парашакти. Четыре направленных вверх треугольника символизируют мужское начало, Шиву, а также принципы иччхи, крийи, джняны и шанти. Треугольники олицетворяют йони. Бинду, восьмилепестковый лотос, лотос с шестнадцатью лепестками и бхупур являются символами Шивы. Таким образом, эта янтра представляет собой слияние элементов Шивы и Шакти, единство которых составляет весь космос. Два кольца лепестков лотоса считаются сома-мандалой.

    Даттатрея Янтра - наиболее экуменическое из божеств индуизма, воплощающее в Себе все три триединые аспекты мироздания: Брахму - олицетворяющего силу созидания (принцип пространства), Вишну - олицетворяющего силу поддержания вселенной (принцип энергетических преобразований), и Шиву - олицетворяющего силу очищения для последующего созидания (принцип времени).



    — наиболее знаменитая из всех тантрических янтр. Представляя собой мистическое устройство космоса, Шри Янтра образована взаимным пересечением треугольников в двух направлениях: четыре вершинами вверх, символизируя мужской принцип, и пять вершинами вниз, символизируя женский принцип. Пять треугольников, направленных вниз, на санскрите называются Панча Маха Бхута (пять великих элементов): Земля, Вода, Огонь, Воздух, Эфир. Четыре элемента из этих пяти знакомы нам, а пятый элемент, эфир, чуть более загадочен. Этот элемент, как ни странно, является дверями к знанию вселенной, которое хранится не в физической реальности, а доступно только посредством ума. Эта янтра дает образ полноты и целостности существования, для того чтобы адепт мог поместить этот образ внутрь для окончательного постижения своего единства со вселенной.


Общее описание янтр Янтры — символические изображения энергетических структур различных божеств, как они видятся мудрецам. Это значит что в каждой янтре присутствует определнное божество или энергия. Во время медитаций янтра наполняется энергией. Она не сравнится ни с какой иконой по всему могуществу. Иконографичекое изображение всегда имеет индивидуальные черты, а янтра является универсальной, так как состоит из архитепических частей, свойственных всем явлениям. Из этого следует, что янтра является архитипической единицей, связанной с генетическим кодированием. В янтрах заключены божественные откровения, что позволяет созерцающему смещаться от конкретной реальности к абстрактой истине.

Слог ян или ям перводится как удерживание. То есть удерживает сущность объекта, мысли, концентрации. Тра от слова трана — освобожение от уз. Поэтому янтра представляет собой то, что сохраняет сущность и освобождает. Второе значение слова янтра — символ. Символ — это творческое выражение непостижимого Таким образом, янтра помогает выйти за рамки обычного образа мышления и перейти к измененному состоянию. сознания.

Симметричные геометрические элементы являются лучшими средствами воздействия на зрительные центры в коре головного мозга. Поскольу их половинки одинаковы, они оказывают одинаковое воздействие на оба полушария, то есть способствуют состоянию их уравновешенности.

Клетки сетчатки, снабжающие сигналами зрительную часть коры головного мозга имеют круговую симметрию, поэтому они очень хорошо реагируют на круглые пятна и точки, поскольку поле их восприятия круглое. Таким образом янтры соотвествуют внутренней структуре сетчатки.

Созерцание янтр всегда нужно сочетать с мантрами, чтобы одновременно привести в действие зрительное(правое) и вербальное(левое) полушария мозга. Мантры индусов нам, европейцам достаточно трудно запомнить и повторять, особенно если они включают в себя более пяти слов. Поэтому при созерцании любой янтры подойдет повторение универсальной и самой главной мантры АУМ. АУМ включает в себя все остальные мантры вместе взятые и все звуки вселенной. Янтры — универсальные схемы, а мантры космическое звучание.


Важным фактором является растояние янтры от глаз медитирующего. Оно непосредственно связано с областью восприятия клеток сетчатки, так как расстояние от центра взгляда изменяет реакцию этих клеток. Оптимальное расстояние для пристального сосредоточения совпадает с удобным расстоянием между глазами и книгой при чтении.

Способ созерцания — немигающий взгляд вовне.

Созерцание янтры без мантры(повторения божественного звука) невозможно. Для работы с ней необходимо призывание праны — жизненной силы или энергии. Вхождение с состояние энергетической активности у каждого индивидуальное, в соотвествии с его знаниями и возможностями.

Ганеша — это бог всего имеющего форму, то есть всего сотворенного.


Точка(бинду) является источником, откуда возникает все сущее и куда оно исчезает. Это символ вечного сознания. Проявляясь оно порождает мир имен и форм. превращает эти явления в единый поток и становится его объединяющей силой. Оновременно точка олицетворяет сперму, или мужскую энергию. То есть это мужская статичная энергия. В этой янтре точка имеет золотой цвет и является самим Ганешой. Медитация на этой точке является главной целью работы с янтрой.

Круг — это расширение точки. Точка — самая сжатая форма энергии, а круг означает распространение этой силы. Такое расширение — это распространение в пространстве, увеличивающее область влияния точки. Кроме этого круг запирает в себе точку как индивидуальную единицу, отделяя логическое сознание от космического.

Треугольник — простейшая фигура и имеет наименьшее число линий, необходимое для создания фигуры. В процессе развития первым получившим форму был огонь, треугольник символизирует огненный элемент. Горизонтальная линия (основание треугольника) — это бездеятельность и устойчивость. Вертикальные отрезки — движение. Это динамичная и приковывающая взгляд фигура. Треугольник обращенный вершиной вверх привлекает внимание к высшему и уводит мысли от этого мира. Тоже олицетворяет мужскую энергию, мужской сок, эликсир бессмертия. Кроме этого равносторонний треугольник — это равновесие.

Звезда Давида в центре — статичное равновесие. Обращенный вершиной вверх треугольник — элемент огня или мужская энергия. Второй треугольник — элемент воды, женская энергия. Это равновесие двух энергий

Круг, в который вписаны лепестки лотоса, олицетворяет собой Космос. Лепестки лотоса означают проявленную реальность. Это весь феноменальный мир, который имеет 8 аспектов: акаша, воздух, огонь, вода, земля, разум, высшее понимание и высшее сознание. То есть 8 основных миров.

Внешний квадрат символизирует самое практичное использование пространства.Он не преследует некую определнную цель, а служит исключительно для сужения поля зрения. Квадрат — устойчивость, твердость. Горизонтальные линии — устойчивость и бездеятельность, вертикальные движение. Поскольку квадрат сочетание двух таких пар, он имеет устойчивый прозаический характер. Это нейтральный хранитель фона, так так не ооказывает на зрение такого воздейтсвия как треугольник. Поэтому треугольники на фоне квадрата проявляются динамически. Квадрат — элемент земли. Т-образные выступы означают 4 стороны света, это створки дверей, которые создают движение внутри квадрата. Квадрат с дверями в янтре называется бухтур и здесь имеет ярко-зеленый цвет, который является цветом равновесия. Созерцание этого цвета порождает дополняющие его цвет — красный. Красный цвет — цвет жизни, воодушевления.

Примечания к Ганеша — янтре:

Мы заметили интересную особенность янтр. Если обратить цвета то получается весьма занятное изображение. Вы можете видеть, что янтра преобразилась в фиолетово — голубовато — салатовые цвета. Это не случайно. Фиолетовые и синие цвета — это цвета высших чакр, высших энергий. Получается, что когда вы настраиваетесь на янтру, то в вашем сознании откладываются противопложные цвета — цвета высшего. Не стоит медитировать на данное изображение, так как, сами понимаете, эффект будет абсолютно противоположным.

Заметьте, что приравняв друг к другу цвета, то есть приблизив их к общей гамме, янтра проявляет свою пространственную структуру. Можно четко определить какая деталь ближе, а какая дальше.


———————————————————————————


Дурга — янтра

Дурга — это женская энергия, она является коренной причиной мира имен и форм. Она уничтожает все виды зла — бедность, страдание, голод, дурные привычки, болезни и грехи. Она является самой Божественной Матерью. Дурга представляет собой обощенный символ всех божественных сил. Эта сила проявляется в форме чтобы установить равновесие, покой и благополучие. Существование мира имен и форм невозможно без борьбы противоположностей — светлых и темных сил. Темные силы могущественны и разрушительны, тогда как светлые силы созидательны и действенны, но замедленны. В начале перевес обычно на стороне темных сил, потому что они объединяются вместе, а Божественные силы оказываются рассеянными. Однако когда темные силы вызывают разрушение равновесия, все божественные силы объединяются, превращаясь в единую Божественную силу, ее имя Шакти или Дурга, она и восстанавливает утраченное равновесие.
Дурга символизирует недвойственное существование наполненного энергией сознания, или обладающей сознанием энергии.


Цвет внешнего квадрата (бухтура) соотвествует солнечному всету. Медитация на этом цвете порождает дополняющий синий цвет, который приносит покой и передает медитирующему магнитную энергию.

Лотос с восемью лепестками олицетворяет восмерицу всего сущего, примерно тоже самое что и в Ганеша-янтре.

Три кольца символизируют три составляющих времени — прошлое, настоящее и будущее.

Девятиконечная звезда в центре означает девять энергий. Три треугольника обращены вершинами вверх означают три изначальные силы созидающую, сохраняющую и разрушающую. Они пребывают в такой гармонии, что совмещаются друг с другом, это значит что созидание, сохранение и разрушение также соединяются во времени. Четвертый треугольник, обращенный вершиной вниз олицетворяет воплощение света, объединенной божественной силы. А наложение всех четырех треугольников порождает еще один треугольник в центре. Он обращен вершиной вверх и обозначает саму Божественную Мать, а каждая сторона этого треугольника принадлежит одной их трех главных божественных сил.


Центральная точка — бинду — сама Дурга — Божественная Мать.

Примечания к Дурга — янтре:

Инверсия дурга — янтры дает аналогичную картину, что и у Ганеша — янтры. В данном случае янтра сохраняет свою тональную целостность. Она мягче по цветовому восприятию и это неспроста — ведь Дурга — янтра это женская энергия. Как и в предыдущем случае, преобладание синих цветов — это символ Божественного. Я могу предположить, что отсутствие наивысшего фиолетового цвета говорит о, своего рода, подчиненности женщины мужчине.


———————————————————————————

Кали — первая из десяти Махавидий, десяти видов энергий из которых состоит весь мир. Десять Махавидий — это тайна всех тайн.

Кали является энергией Боджественной матери Шакти в ее разрушительном аспекте. Шакти как известно женская энергия, а Шива мужская. Шива — статичная, Шакти динамичная. то есть Шакти проявление Шивы в динамике.

Слово «кала» в переводе с санскрита имеет два значения — время и смерть. В феноменальном мире все ограничено временем. В определенный срок энергия любого существа покидает его и наступает смерть. То есть смерть представляет собой завершение срока существования жизненной силы.

Материя не возникает и не гибнет, она изменяет свою форму. По этой причине смерть — это изменение или превращение. Кали является богиней таких изменений, которые совершенно необходимы для обновления энергии и духовного развития.

Привязанность к материальной форме вызывает страх перед сметрью. Это основополагающий страх, корни которого кроются в стволе головного мозга. Такой страх является главным препятствием на пути к духовному развитию. Кали освобождает от страха смерти — основополагающей тревоги первой чакры. Она жестока по отношению к невежественным людям, цепляющимся за свои физические тела, но по отношению к богам она прявляется как Божественная мать.

Человек, который идет по духовному пути к совершеству должен преодолеть тиски страха перед смертью. Тем кто преодолел главный страх открываются двери к познанию и постижению вечности.

Физическое тело зависит от праны(энергии), которя проникает в него через левую и правую ноздри. Их активность стимулирует деятельность каналов Ида и Пингала. Эти два энергетических канала начинаются в Муладхара-чакре(корневой) и заканчиваются в левой и правой ноздрях соотвественно. Энергия человека представляет собой его дыхание, одновременно с этим это та же энергия, которая пронизывает весь космос в формах времени, движения и частот. Ида и Пингала — потоки лунной и солнечной энергии, удерживают человека в рамках времени. Но главный канал Сушамна пребывает вне времени. Он начинается в той же Муладхаре, проходя по позвоночному столбу заканчивается в коре головного мозга — обители сознания. Когда энергию направляют по Сушумне, потоки лунной и солнечной энергии становятся неподвижными, а Кундалини пробуждается.

Кундалини поднимается по тончайшему каналу внутри Сушумны и пронзает шесть чакр, одновременно растворяя пять основных элементов в их источнике. Эти основные элементы представляют собой материальные составляющие физического тела. Любая привязанность при подъеме Кундалини вызывает пугающее ощущение. Когда привязанности устранены, Кали (Кундалини, Изначальная сила) будет удовлетворена, а человек выходит за рамки феноменального мира к царству блаженства в обитель вечности (за пределы ограниченного временем сознания). В этом мире нет страха смерти.

Таким образом Кали — это махавидья, которая избавляет от неведения, которое заставляет человека бояться смерти. Кали является первой махавидьей. Ее другое имя Адья — перерожденная, этим именем иногда называет Кундалини-шакти. Следовательно, Кали и есть Кундалини.

Внешний квадрат выглядит как всегда, ворота обращены к четырем сторонам света. Две линии вокруг бухтура и голубой цвет самого бухтура образуют три слоя — три состояния материи — твердое, жидкое и газообразное.

Между бухтуром и круговым узором расположен треугольник, заметный только частично. Из-за круга видны только два угла и основание. Этот треугольник — космическая мать, которая содержит в себе весь феноменальный мир. Сам феноменальный мир представлен в янтре ввиде лотоса с восемью лепестками. Этот частично видимый треугольник симовлизирует беспредельность Божественной матери. Только малая ее часть проявляется как Кали.

Лотос с восемью лепестками означает восьмерицу проявленного: акашу, воздух, огонь, воду, землю, разум, высшее понимание и самоосознание.

Три золотых круга внутри лотоса — три аспекта времени — прошлое, настоящее и будущее. Круги концентричны и имеют общий центр — источник трех аспектов времени.

Три вложенных треугольника олицетворяют три качества энергии шакти — Саттву, Раджас и Тамас. Раджас и Тамас активность и пассивность соотвественно. Активность и пассивность два основных качества феноменального мира. Саттва — это божественное равновесие. Так что три главных энергетических канала человека — это Ида (Тамас, луна), Пингала (Раджас, солнце) и Сушумна (Саттва, равновесие, Кундалини). Мы созданы по образу и подобию бога. Этот пример еще раз нам это подтвеждает. Три качества мироздания (треугольники) соединяются с тремя кольцами времени.

В центре находится бинду, точка для медитации, сама Божественная мать Кали, источник времени и качеств нашего мира.

Примечания к Кали — янтре:

Здесь, я думаю, комментарии не нужны. Преобладание красного цвета говорит о воинственности и агрессивности. И это не случайно, ведь Кали это разрушительная энергия Божественной Матери.

Сочетание синего, красного и зеленого говорит о динамичности, протесте. Кали — воистину изменющая сила.

———————————————————————————

Тара-янтра

Слово Тара происходит от санскритского тр, что означает переносить. Тара является одной из шакти, то есть одой из видов энергий, которая переносит человека от относительного бытия к высшему.

Тара — это энергия, которая в человеческом теле присутствует во второй крестцовой Свадхиштхана чакре, которая является обителью воды.

Тару называют богиней переносящей через океан сансары (относительного существования и избавляющей от страха перед бушующими водами. Медитация на Тара-янтре помогает открыть вторую чакру, что избавляет от всех проблем связанных с водой. В санскрите вода является синонимом слова жизнь. Вода действительно жизнь, мы состоим на 80 процентов из воды, вода лучший растворитель, вода связующее начало всех элементов. Вода связана со вкусовыми ощущениями, а местом сосредоточения на вкусе является язык. Поэтому Тара является богиней речи. Она являет собой изначальное звучание, из которого возник феноменальный мир.

Тара как махавидья представляет собой воплощение эмоций и средств выражения, то есть речи.

В Тантре считается что сиддхи (сверхспособности) Тары можно достичь без медитаций, повторения мантр, поклонения, без постоянной практики, без очищения элементов. Сиддхи могут проявиться благодаря одному памятованию о ней. Это делает практику доступной каждому.

Янтра Тары является самой простой и могущественной из янтр.

Ее бухтур (внешний квадрат) имеет цвет зеленых листьев. Зеленый цвет — цвет уравновешенности который необходим для преодоления океана относительного существования. Медитация на зеленом цвете порождает дополняющий красный цвет — цвет воодушевления, свободного движения и восстания против правил и установлений.

Лепестки лотоса окрашены в бледно розовый цвет, цвет стыдливости. Медитация на этом цвете делает человека искренним. Символизм восьми лепестков лотоса описан в разделе Кали-янтра.

Обращенный вверх вершиной треугольник окрашен пунцовым цветом — цветом ярости. Тара является богиней избавляющей от страха перед бурями и наводнениями. Ее связь с речью показана наложением пунцового треугольника на фиолетовый цвет акаши — элемента пятой чакры, которая считается обителью знания. Вторая и пятая чакры связаны между собой энергетическим каналом, который называется Сарасвати-нади, один из важнейших каналов. Он завершается на языке.

Медитация на пунцовом треугольнике на фоне которого размешен золотой бинду (точка) порождает зеленый цвет. Таким образом медитация на зеленом бухтуре порождает пунцовый цвет, а медитация на пунцовом треугольнике порождает зеленый цвет. Такое равновесие и есть ключ к пониманию тайны Тара-янтры.

Зеленый цвет нейтрален — ни холодный ни горячий, потому как это сочетание теплого желтого и холодного синего цветов. Ярко-красный цвет является цветом насилия, но зеленый успокаивает его. Вначале проводится медитация на зеленом внешнем квадрате, что порождает жизненную активность, а последующая медитация на пунцовом треугольнике создает зеленый цвет и устанавливает равновесие.

В завершении медитация на золотом бинду — самой шакти Таре.

Примечания к Тара — янтре:

Здесь можно увидеть обращенные цвета этой янтры. Розовый (слабенький красный), как уже было сказано — цвет воодушевления, свободного движения и восстания против правил и установлений. Обратите внимание, что основая концентрация получается на зеленых каркасных листьях цветка. О значении зеленого было написано выше.


———————————————————————————

¤ Фиолетовая янтра — Уникальная разработка изображения на концентрацию.

Цвет янтр не случаен. Если вы хотите поподробнее разобраться, что означают цвета, то посмотрите этот текст: Цвет и его исследование.

Шри Янтра — изображения

Общие сведения о Шри Янтре

Шри Янтра – один из древнейших геометрических символов, используемых для медитации в школах йоги и тантризма. История появления Шри Янтры уходит в глубь веков и окутано тайной. Первое документальное упоминание о ней можно найти в Атхарваведе (1,2 тыс.лет до н.э.) – здесь встречается гимн ритуальному изображению, образованному из девяти пересекающихся треугольников. По косвенным данным происхождение Шри Янтры может быть ещё более древнее – до арийское (2,5 тыс. лет до н.э.).

Структурно диаграмма Шри Янтра представляет собой четырехугольник или внешний квадрат защиты — Бхупуре, с четырьмя символическими дверями на четыре стороны света. Он построен из двух противоположных свастик. Внутри его помещены шесть концентрических кругов (два символических 8-ми и 16-ти лепестковых лотоса). Внутри их 16-угольная звезда - это девять пересекающихся треугольников, в результате чего образуются 43 малых треугольника, составляющих в свою очередь 5 внутренних колец. В их центре - точка Бинду, представляющая богиню, основу и источник вселенной.

С точки зрения современной анатомии, физиологии и неврологии вся композиция и отдельные элементы Шри Янтры созданы в точном соответствии с механизмами человеческого восприятия и нервной активности вплоть до учета особенностей их нейронной организации.

Научно было доказано, что Шри Янтра обладает большим воздействием на психику человека. В частности эксперименты показали, что даже кратковременная фиксация взгляда на этом изображении затормаживает деятельность левого полушария мозга, отвечающего за логическое и аналитическое мышление, и активизирует правое полушарие, деятельность которого часто проявляется в виде творческих озарений и интуиции. Подобные состояния могут возникать при некоторых ритуальных мистических обрядах, или даже при применении психотропных веществ.

Заметим, что геометрическое построение Шри Янтры всегда вызывало огромные трудности при воспроизведения ручным способом. Даже на самых известных изображениях можно легко заметить очевидные неточности и несовпадения. Это говорит о том, что до сих пор нет чёткого и математически выверенного алгоритма построения, хотя желающих создать это изображение собственными силами сегодня очень велико.

Растровые изображения Шри Янтры

Как таковых, устоявшихся канонов на цвета Шри-Янтры не существует. Представители каждой школы раскрашивают её так, как завещал им их гуру. А тот, по всей видимости, делал это наугад, руководствуясь лишь собственной интуицией и представлениями о цветовой гармонии. Поэтому до нас дошли десятки разных цветовых вариантов изображения Шри-Янтры.

Здесь приведены некоторые из наиболее распространённых цветовых решений Шри-Янтры. Выбор за Вами (кликните понравившуюся янтру мышкой, чтобы перейти на страницу с увеличенным изображением).


Шри Янтра
31kb PNG

Шри Янтра
31kb PNG

Шри Янтра
27kb GIF

Шри Янтра
29kb PNG

Шри Янтра
29kb PNG

Шри Янтра
34kb PNG

В индийской традиции Шри-Янтра олицетворяет тело богини Трипура-Сундари, хотя в некоторых текстах ее называют пупком Божественной Матери. Действительно, существуют скульптурные изображения Божественной матери, в области пупка которой начертана Шри-Янтра. Медитация с таким вариантом изображения ничем не отличается от медитации с обычной Шри-Янтрой.


Шри Янтра
73kbJPG

Исследователи предполагают, что первоначально Шри Янтра изображалась на выпуклой криволинейной поверхности. Женский живот как раз имеет похожую форму. Можно предположить, что в далёкой древности, во времена матриархата, Шри Янтру рисовали (а может и татуировали) на животе у главной жрицы. Потом матриархат закончился, женщин устранили от власти, а Шри Янтру стали рисовать на земле, на бумаге и т.д.

Если ни одна из приведённых здесь янтр Вам не понравилась, можете скачать чёрно-белое изображение и раскрасить на свой вкус.

Как уже говорилось, строгих канонов на цвета Шри Янтры нет. Можно лишь порекомендовать использовать по возможности контрастные цвета. Наиболее предпочтительные цветовые сочетания — красный-зелёный, и красный-синий. Вспомогательные цвета — совершенно произвольные.

Если разрешения этой картинки недостаточно, далее на этой странице Вы можете скачать изображение в векторном формате — его можно масштабировать от микронных до километровых размеров.

Анимированные изображения Шри Янтры


Шри Янтра
22kbSWF

Шри Янтра
211kbGIF

Страничка
релаксации

Векторные изображения Шри Янтры

Нередко для работы или для высококачественной печати бывают нужны изображения Шри-Янтры в векторном формате. На этой странице можно скачать файлы в разных форматах для разных приложений.

Все файлы упакованы в zip -архивы.

Вид Файл Формат Тип Размер в архиве
shri_yantra_ai.zip Adobe Illustrator .ai 58 Kb
shri_yantra_dvg.zip Auto CAD .dvg 4,3 Kb
shri_yantra_emf.zip Enhanced Metafile .emf 3,7 Kb
shri_yantra_eps.zip Adobe Photoshop .eps 77 Kb

Правила медитации со Шри Янтрой

На всякий случай, напомню вкратце правила медитации со Шри-Янтрой (более подробно ).

Место для медитации должно удовлетворять следующим требованиям:

  • Чистота и уединенность. Перед началом медитации следует провести уборку (неплохо и самому провести процедуру очищения или просто ванну принять).
  • Отсутствие шума и возбуждающих или чувственных зрительных раздражителей.
  • Отсутствие людей или предметов, вызывающих у практикующего страх или беспокойство.
  • Нельзя использовать открытое место, однако в помещении не должно быть темно. Практикующий должен находиться под крышей или в тени.
  • Хорошая вентиляция.

Идеально для проведения медитации подошёл бы небольшой павильон или беседка в парке. Но за неимением такого, можно медитировать где угодно, лишь бы никто и ничто не мешало.

Медитация на полный желудок — пустая трата времени. Поэтому, медитировать можно не раньше, чем через два часа после еды. Крайне не желательно употребление мяса, острых приправ, жирных продуктов, возбуждающих (чай, кофе) и спиртных напитков.

Форма одежды — лёгкая, свободная, не стесняющая движений. Подойдёт обыкновенный халат из натурального материала (лён, хлопок). Можно медитировать и вовсе без одежды, как это практикуют многие йоги в самой Индии.

Наиболее подходящая поза для медитации — сидя на полу, на коврике, со скрещенными по-турецки ногами. Не нравится такой вариант — можете поджать ноги под себя, на японский манер. Спина обязательно прямая. Руки — на бедрах, ладонями вверх. Изображение Шри-Янтры поставьте перед собой на стул или столик, на уровне глаз.

Никаких отрицательных мыслей перед медитатацией! И тем более, во время неё. Иначе весь негатив закрепится в подсознании и убрать его оттуда будет не так-то просто. Если не можете упокоиться — выпейте чая с мятой или лучше вообще перенесите медитацию на другой день.

Сама медитация заключается в сосредоточении взгляда на изображении Шри-Янтры. Сначала взгляд сосредотачиваем на одном из углов внешнего квадрата Янтры. Потом, медленно перемещаем его по границе квадрата по часовой стрелке. Дойдя таким образом до исходной точки, переходим к внутреннему кругу. Обойдя таким же способом круг, переходим к кольцу лепестков. От него — к следующему кольцу, далее — четыре круга треугольников и таким образом, доходим до центральной точки. На ней задерживаем взгляд на 15-20 минут. Потом закрываем глаза и некоторое время смотрим на «остаточное изображение». Когда оно исчезнет, медитацию можно считать законченной.

На всё это обычно уходит около получаса. Можно, конечно медитировать и дольше, но никаких преимуществ Вам это не даст.

По окончании сеанса медитации можно совершить небольшую пешую прогулку, принять тонизирующий душ. Если захочется спать — поспите.

Обучение

Если вы никогда раньше не практиковали медитативные практики или у вас что-то не получается, обращайтесь за консультацией:

телефон: 8-908-327-6880 .

Медитация Ключ к Сверхсознанию

Ключ к Сверхсознанию — это совершенно безопасный (хотя и не самый быстрый) способ достичь состояния сверхсознания. Основной принцип — вхождение в транс с помощью Шри Янтры и последующая настройка мозга с помощью «Настроев» Сытина.

Шри Янтру Вы можете скачать в любом месте на этой странице. Настрой Сытина можно закачать отсюда .

Продолжительность этой медитации, включая подготовку и завершающие действия — около полутора-двух часов. Соответственно, постарайтесь найти для этого время и подходящее место, чтобы Вам никто не мешал.

Медитация состоит из следующих стадий:

  1. Сначала проводятся все подготовительные действия, как указано в Правилах медитации .
  2. Затем идёт пятнадцатиминутная медитация со Шри Янтрой. Тоже в строгом соответствии с правилами.
  3. Далее — чтение Настроя Сытина . Из личного опыта — на это уходит минут 45 — 50. На этом собственно медитация уже закончена.
  4. После этого следует постепенный выход из состояния транса — пешая прогулка, небольшая разминка или тонизирующий душ. Если после медитации захочется спать — поспите немного.

Как видите, ничего сложного в этом способе медитации нет. Есть конечно и более эффективные методы, но они не столь безопасны и требуют определённого уровня подготовки.

Синхронная медитация

Как и многие другие виды медитаций, медитация со Шри Янтрой намного эффективнее в группе, чем по одиночке.

С этой целью на протяжении нескольких лет будет проводиться еженедельная синхронная медитация , которая будет способствовать улучшению физического и умственного состояния участников. Вы можете присоединиться к ней в любой момент, даже не отходя от компьютера.

Биополе, как известно, не знает границ. Поэтому, когда мы все вместе начинаем одновременно молиться или медитировать, используя одинаковый настрой и технику, наше биополе объединяется и сила его воздействия увеличивается пропорционально количеству медитирующих.

Порядок проведения самой медитации описан в разделе Ключ к Сверхсознанию . Единственная особенность — синхронизация по времени всех начала наших медитаций. Сейчас медитация проводится еженедельно по субботам в 9.00 по Московскому времени . Объявления обо всех изменениях будут публиковаться на главной странице сайта.

Групповая медитация — мощный инструмент для работы с подсознанием. Но не ждите мгновенных результатов. Чудес в нашей жизни не бывает. Как сказал доктор одному хроническому больному, пожаловавшемуся, что улучшение наступает очень уж медленно: «Вы болели десять лет, а вылечиться хотите за один день?» Только регулярные занятия медитацией могут дать стабильный результат.

Регистрация участников Синхронной медитации

Регистрация — дело совершенно добровольное. Мне нужно знать сколько примерно человек участвует в медитации и география их расположения, чтобы лучше спланировать расписание медитации. Пошлите на мой e-mail письмо с указанием Вашего имени, возраста и города, где Вы живёте. Конфиденциальность гарантирую. Если хотите заявить о себе всему Интернету — сделайте это сами, через Гостевую сайта.

Заранее благодарен за сотрудничество.

История появления Шри-Янтры уходит в глубь веков и окутано тайной. Первое документальное упоминание о ней можно найти в Атхарваведе (1,2 тыс.лет до н.э.) — здесь встречается гимн ритуальному изображению, образованному из девяти пересекающихся треугольников. По косвенным данным происхождение Шри-Янтры может быть ещё более древнее – до арийское (2,5 тыс. лет до н.э.).

Геометрическое построение Шри Янтры всегда вызывало огромные трудности при воспроизведения ручным способом. Сложность изображения породило гипотезу, что создать такую структуру можно было только с помощью сверхмощного компьютера. Трудно представить себе в столь далеком прошлом человека, создавшего такое геометрическое изображение, которое сложно воспроизвести даже в наше время.

Регулярные медитации со Шри Янтрой помогают нормализовать биополе (ауру) человека, а вместе со специальным биоэнергитическими воздействиями — открыть Высшие Чакры (Сахасрара, Аджна — «Третий Глаз», Вишуддаха, Анахата).

  • FAQ
  • Медитация, развитие сознания

    Медитация в глобальном смысле, служит для воссоединения человека и Вселенной, человеческого биополя с Космической энергией, человеческого сознания с Великим Вселенским разумом — Ноосферой. Регулярные медитации открывают доступ к скрытым возможностям мозга, а в сочетании с биоэнергетическими воздействиями — открыть Высшие чакры. На прикладном уровне медитация позволяет укрепить нервную систему и восстановить повреждённое биополе.

    К тому, что медитировать полезно для душевного и физического здоровья, склоняются все больше западных ученых, проводящих эксперименты с медитирующими группами. И в этом же настоящая разгадка секрета возрастающей популярности медитации. Уже с конца 60-х годов профессор Медицинского факультета Гарвардского Университета Герберт Бенсон, установил, что во время медитации люди используют на 17% меньше кислорода, понижают скорость биения сердца на три удара в минуту, а их мозг погружается в состояние, которое в обычных условиях характерно для времени перед засыпанием.

    Однако медитирующий мозг не засыпает, а впадает в более спокойное состояние, сравнимое с ощущением счастья. Наблюдения Ричарда Давидсона, исследователя из Университета штата Висконсин в городе Мэдисон подтвердили, что при регулярных медитациях человек может переориентировать деятельность своего мозга, изменив типичную реакцию «агрессия в ответ на раздражение» на реакцию принятия раздражения, что, в конечном итоге, ведет к чувству большей удовлетворенности жизнью.

    Шри Янтра

    Одним из самых простых в освоении способов медитации является медитация со Шри Янтрой .

    Шри Янтра — один из древнейших и эффективнейших инструментов для медитации . Современные учёные признают, что Шри Янтра оказывает сильное влияние на психику человека. Это связано с тем, что вся композиция и отдельные элементы Шри Янтры созданы в точном соответствии с механизмами человеческого восприятия и нервной активности вплоть до учета особенностей их нейронной организации.

    В индуистской традиции Шри Янтра является символом Вселенной. В то же время она считается схемой человеческого биополя (ауры), что символизирует единство и тождественность Человека и Вселенной, Микрокосма и Макрокосма.

    Если вы хотите перейти на качественно иной уровень медитации, вы можете присоединиться к синхронной медитации .

    ШРИ ЯНТРА — одна из самых могущественных и притягательных Янтр. И является самой динамичной из всех янтр!

    Шри Янтра – это место обиталища самой красивой Богини во всей Вселенной – Дэви Бхагавати, это олицетворение тела богини Трипура-Сундари, в некоторых текстах ее называют «пупком Божественной Матери». Это единственная Янтра, через которую возможно получить Её даршан непосредственно или любого другого Божества. Эта всеобъемлющая Янтра является единой для всех религий.

    Так же ее называют «Янтра Космоса».

    Она является единственной в своём роде Божественной формой, приемлемой абсолютно для всех религий.

    Форма Божественной Янтры.

    Эта Янтра содержит 9 Чакр – из которых 4 принадлежат Шиве в аспекте Пуруши, и 5 Шакти в аспекте Пракрити. Также она включает 43 Трикона, (треугольника), 28 Марма–Стхаан, и 24 Сан-дхи-ян. Места пересечения одновременно трёх Линий (Rekha), известны под названием «MAРMА», а места пересечения двух линий, известны как «САНДХИ».

    9 чакр Янтры соответствующих 9 чакрам в теле человека:

    1. Бинду. (Точка внутри центрального треугольника и янтры) – АДЖНА (межбровье)

    2. Трикон. (Центральный треугольник, содержащий бинду) – ИНДРА-ЙОНИ (между носом и горлом)

    3. Аштар (группа из восьми треугольников вне трикона) – ВИШУДДХА (горло)

    4. Антардашар (группа из десяти внутренних треугольников) – АНАХАТА (сердце)

    5. Бахирдашар (группа из десяти внешних треугольников) – МАНИПУРА (пупок)

    6. Чатурдашар (группа из четырнадцати треугольников) – СВАДХИСТХАНА (ниже пупка)

    7. Аштадала (кольцо из восьми лепестков лооса) – МУЛАДХАРА (тазовая область)

    8. Шодашадала (кольцо из шестнадцати лепестков лотоса) – КУЛ (ноги)

    9. Бхупур (квадрат с четырьмя вратами) – АКУЛ (стопы)

    Однако, для начала давайте разберемся, что такое Пран Пратиштха.

    Пран Пратиштха означает вселение жизни и сознания в тело идола. Без дыхания – Праны, человеческое тело безжизненно. Подобным образом идол – это кусок металла, дерева или камня, пока в него не вдохнули жизнь. Это совершается с помощью особой церемонии, при исполнении соответствующих мантр, направленных к Божеству с просьбой войти в тело мурти. Как только это случается, идол вмещает в себя сознание и качества божества.

    Далее следует омовение божества, подношение Ему (или Ей) одежд, украшений, пищи, благовоний, вознесение молитв или рецитации мантр в сопровождении арати (огня) утром и вечером. Теперь опять вернёмся к делу.

    1. Чар. От этого действия Пран Пратиштхит перемещается в Янтру посредством чистых действий.

    2. Ачар. Во время этого действя Янтра не может быть перемещена и остается зафиксированной на одном и том же месте.

    3. Дхарния. Этот тип Янтры очень устойчив и может быть устранен только Пуджей.

    Вот три способа создания для трёх типов Янтр. Но также существует множество доступных подтипов, они не описаны в данной статье во избежание путаницы.

    Эффективность янтры зависит от материала, на котором она вырезана.

    1. Бхупраштийя — Янтра, вырезанная на плоском листе (материале).

    2. Качхап Прашт – Янтра, вырезанная на спине черепахи.

    3. Сумеру – Янтра, вырезанная в форме Горы Сумеру (пирамида).

    Эта Янтра может быть сделана из следующих Элементов и металлов:

    Тамра Патра Янтра – Янтру, сделанную из меди, считают Низкой.

    Раджат Патра янтра – Янтру, сделанную из серебра, считают как Среднюю.

    Свам патра Янтра – Янтру, сделанную из золота – Хорошей.

    Спхатик Янтра – Янтра, сделанная из кристала – Лучшая.

    Парад Янтра – Янтра, сделанная из ртути, рассматривается как наивысшая.

    Говорят, что едва прикоснувшись к Параду, человек может избавится от воздаяния такого греха, как убийство Брахмана, которое мы называем Брахм-хатья.

    Когда же Парад Шри Янтра проходит установку через Вама Тантру, она дает огромное счастье и богатство, оставаясь навсегда активной и эффективной. При желании ее можно использовать для привлечения богатства и всех видов Васту Доша Ниваран.

    Мантра Посвящения (Садхнатмак мантра) для Парад Шри Янтра держится в строгой тайне, но даже обычное посвящение этой Янтры даёт превосходные результаты. Только Садгурудев может развернуть весь процесс и форму Шри Янтры, так как он единственный хранитель Божественного знания о процессе чудесного происхождения этой божественной Янтры. И было бы большой удачей для нас всех выяснить секрет этой Янтры в полной мере, тогда мы смогли бы стать творцами бесконечных Вселенных вместе со Шри янтрой. Давайте же попытаемся обрести милость Гурудева ради обретения всех сокровенных тайн.

    Шри Янтра является излюбленным инструментом Богини Лакшми, — Богини богатства и процветания. Там, где есть этa Янтра, — там поселяется процветание, и благополучие – там больше не может быть нехватки денег, и всевозможных благ. Все Риши, йогины, и все великие души единодушно признают тот факт, что эта Янтра способна привлечь большое богатство в тот дом где она установлена. Лакшми не может быть легко достигаема другими средствами, но размещение ртутной Янтры в доме — радует Её, и Она, тут же дарует богатство, благополучие, комфорт, и успех садхаку. Там, где эта Янтра размещена, не может быть бедности, и нищеты. Эта Янтра также уникальна, как наилучшее средство для избавления от долгов.

    Внутри Шри Янтры, содержится, очень мистическая надпись, которая состоит из семи треугольников. Примерно в центре треугольника восьмиугольник, вокруг которого де-кагон, и наконец, фигуры с четырнадцатью сторонами. Примерно в центре Шри Чакры, присутствуют три границы, которые символизируют три энергии. Под ней располагаются шестнадцать лепестков, внутри которых присутствуют ещё восемь лепестков лотоса. Ниже — четырнадцать треугольников, которые символизируют четырнадцать типов энергий, а также, десять треугольников, представляющих десять видов процветания.

    Шри Янтра символизирует в общей сложности 2 816 энергий, или Божеств, и поклонение этой Янтре задействует весь спектр этих энергий. Существуют сотни текстов, относящихся к этой Янтре. И не только индийских текстов. Даже видные Западные учёные оценили эту Янтра высоко. Западный ученый Вудрофф сказал – чем болея старался разгадать тайну этой янтры, тем больше я запутывался в ней. Положение этой Янтры таково, что она по определению является воплощением Божественного присутствия, и Божественных сил на Земле. Каждая линия, и каждый треугольник вмещает в себя множеством форм, наделяющих её могущественной мистической силой, которая, несомненно, принесёт своему обладателю успех. Тот, кто владеет этой Янтрой — тому действительно невероятно повезло, он станет известным, и Великим человеком.

    Мудрец Канид, когда то сказал, что если кто либо является обладателем Шри Янтры, то такому человеку, не надо пробовать любую другую Садхану, или ритуал на этой Янтре. Такая Янтра сама по себе является вместилищем Божественных сил, несущих положительные результаты и благословляющий эффект, если установлена в доме. Благовония, способны разносить свой аромат во всех направлениях, аналогичным же образом, там, где это Янтра установлена, начинают происходить удивительные, благотворные результаты.

    Практика

    Смотрите на Шри Янтру, осознавайте что перед вами находится графическое изображение Мироздания.В котором заключена вся его Энергия в спящем состоянии.Которая пробуждается вашим желанием (намерением) её пробудить.

    Держите такое желание в своем сознании.

    Попросите высшее Я объединить Энергию заключенную в Шри Янтре с вашей Энергией.

    После этого закройте глаза и представьте вокруг себя Шри Янтру в объеме (трехмерную).

    Лечебная медитация.

    Расслабьтесь, сядьте поудобнее, спину держите прямой, голова — продолжение туловища. Сосредоточьтесь и смотрите в белый центр Шри — Янтры не чаще одного раза в день около двух — трёх минут. Через указанный промежуток времени постарайтесь рассеять внимание и смотреть на янтру рассеянным взором около 5 — 10минут. После этого закройте глаза и в том же положении туловища созерцайте янтру внутренним взором ещё 5 — 10минут. Дыхание равномерное. Вдох через нос, выдох через рот. Начинающие практиковать, старайтесь не превышать указанное время занятия. Из состояния медитации выходите неспеша, медленно открывая на выдохе глаза, приходя к обыденной деятельности через плавное потягивание, вытягивая руки над головой, делая глубокий медленный вдох, а затем медленный выдох.
    Старайтесь регулярно и в одно и то же время повторять процедуры

    Главное в практике

    1. Не форсировать и не напрягать ментал… прочувствовать связь через Осознание с тем, что видишь… грань за гранью.
    2. ТО, что начнет раскрываться пусть не пугает. Полное спокойствие и тишина внутри… пропускай сквозь.
    3. Если чувствуешь, что не готов, а оно начинает затягивать, плавно останавливайся…

    изменения могут происходить и с закрытыми глазами
    1. нужно весь взгляд сфокусировать в точке…точка — это Аджна(через аджну открывается видение).
    2. не отрывая взгляд от точки, стараться постепенно идти, охватывая взглядом каждую открывающуюся плоскость (группы из восьми треугольников, десяти внутренних и внешних…и т.д.)

    результат: у всех может быть различен, как и способ.

    Эти плоскости начинают смещаться, двигаться, приближаясь и отдаляясь. Волевым усилием их можно направлять…
    Идет преломление пространства и открывается видение…

    Все, что вам необходимо — оставить ум в покое.
    И сосредоточить внимание на внутреннем свете.

    Янтра — это не внешний предмет.
    Это проекция ума внутреннего сознания.
    Если не получается длительное время практика, начните с малого.

    Делайте тратаку на пламени свечи. (техник множество)

    Вариации Шри Янтры

    Инверсия

    Инверсия

    Инверсия

    Инверсия