Двухпартийная система. Политические партии, общественные организации и движения Двухпартийная система исключает существование других партий

Партийные системы

Страница 4

Двухпартийная система (бипартизм) предполагает наличие в стране двух сильных партий, каждая из которых способна к самостоятельному принятию власти и ее осуществлению в результате выборов. Эти партии периодически сменяют друг друга у власти.

Бипартизм не исключает существования в стране и других, менее влиятельных партий. Они также участвуют в политическом процессе, но не в состоянии реально претендовать на власть.

Классическая модель двухпартийной системы сложилась в США, где периодически сменяют друг друга у кормила государственной власти Демократическая и Республиканская партии. В Великобритании борьбу за власть ведут консерваторы и лейбористы.

Классификацию Дж. Сартори целесообразно дополнить системой «двух партий с половиной». Для нее также характерна конкуренция двух крупных партий, но ни одна из них не может получить абсолютное большинство на выборах в парламент и для формирования правительства должна войти в коалицию с третьей партией. Эта партия играет роль баланса для обеспечения перевеса одной из ведущих партий. Такая система существует в Германии, где ведущие партии ХДС/ХСС и Социал-демократическая партия Германии (СДПГ) могли сформировать правительство, только вступив в блок со Свободными демократами. Подобная система существует также в Канаде, Австралии, где «третьи» партии располагают возможностью выступать в качестве регулятора власти.

Бипартизм позволяет обеспечить относительную стабильность власти, так как создает однопартийное правительство, свободное от неустойчивости коалиционных соглашений. Оппозиционные партии действуют здесь в русле одних и тех же базовых ценностей.

Двухпартийная система упрощает процесс артикуляции и агрегации интересов, поскольку каждая из соперничающих партий стремится обобщить требования различных социальных групп с целью максимального расширения своей электоральной базы. Вместе с тем двухпартийность подвергается критике за то, что отстраняет от участия в принятии решений мелкие партии, выражающие требования меньшинства.

Главным признаком ограниченного, или умеренного, плюрализма является конкуренция нескольких политических партий, каждая из которых не в состоянии завоевать большинство мест в парламенте и самостоятельно осуществлять политическую власть. Как правило, при таких системах остро стоит проблема поиска союзников и партнеров с целью создания коалиций. В условиях умеренного плюрализма идеологические различия между партиями невелики. Система умеренного плюрализма существует в таких странах, как Австрия, Бельгия, Нидерланды, где конкурируют три-четыре партии.

Система крайнего (поляризованного) плюрализма существует в таких странах, как Франция и Италия. Она имеет ряд признаков.

Во-первых, она включает партии, выступающие против существующей системы. Эти партии придерживаются полярно противоположных идеологий - троцкизма, анархизма, фашизма и прочих.

Во-вторых, функционирует несколько политических партий, объединенных в два или более крупных блока. Эти блоки способствуют консолидации политических сил, преодолению дробности политического процесса. Так, например, во Франции противостоят друг другу блок левых сил, возглавляемых социалистической партией, и блок правых сил во главе с Объединением в поддержку Республики (ОПР).

Другое о политике:

История возникновения и развития, лидеры, программа
ХДП была основана в 1943 г. на базе католической Народной партии «Пополяри», созданной в 1919 г. Термин «христианская демократия» принадлежал итальянскому священнику дону Луиджи Стурцо, основателю Народной партии. Текст программы ХДП был опубликован 25 июля 1943 г. в день падения Муссолини. Что касается программных установок, то идеологи...

Однопартийная политическая система - средство осуществления политической власти в тоталитарном государстве
Второй признак - однопартийная политическая система, не допускающая никаких иных политических организаций. Такая политическая система тесно связана с двумя моментами. Во-первых, основой однопартийной политической системы обязательно становится монистическая - единая, господствующая идеология, исходящая исключительно от правящей партии и...

Особенности взаимоотношения политики и религии
В основе взаимоотношения политики и религии, как и в основе взаимоотношений любых других сфер общественной жизни, лежит комплексное соответствие/противоречие отдельных аспектов этих сфер. Само присутствие религии в общественной жизни человека в целом и в политике в частности указывает на наличие в человеческом сознании феномена веры, то...

Занимаюсь в "Пять с плюсом" в группе Гульнур Гатаулловны биологией и химией. Я в восторге, преподаватель умеет заинтересовать предметом, найти подход к ученику. Адекватно объясняет суть своих требований и дает реалистичное по объему домашнее задание(а не как большинство учителей в год ЕГЭ десять параграфов на дом, а один в классе). . Занимаемся строго к ЕГЭ и это очень ценно! Гульнур Гатаулловна искренне интересуется предметами, которые преподает, всегда дает нужную, своевременную и актуальную информацию. Очень рекомендую!

Камилла

Готовлюсь в "Пять с плюсом" к математике (с Даниилом Леонидовичем) и русскому языку (с Заремой Курбановной). Очень довольна! Качество занятий на высоком уровне, в школе по этим предметом теперь одни пятерки и четверки. Пробные экзамены написала на 5, уверена, что ОГЭ сдам отлично. Спасибо вам!

Айрат

Готовился к ЕГЭ по истории и обществознанию с Виталием Сергеевичем. Он чрезвычайно ответственный по отношению к своей работе педагог. Пунктуален, вежлив, приятен в общении. Видно, что человек живет своей работой. Прекрасно разбирается в подростковой психологии, имеет четкую методику подготовки. Спасибо "Пять с плюсом" за работу!

Лейсан

Сдала ЕГЭ по русскому языку на 92 балла, математику на 83, обществозание на 85, считаю это отличным результатом, поступила в ВУЗ на бюджет! Спасибо "Пять с плюсом"! Ваши преподаватели настоящие профессионалы, с ними высокий результат гарантирован, очень рада, что обратилась именно к вам!

Дмитрий

Давид Борисович - замечательный преподаватель! Готовился в его группе к ЕГЭ по математике профильный уровень, сдал на 85 баллов! хотя знания в начале года были не очень. Давид Борисович знает свой предмет, знает требования ЕГЭ, он сам состоит в комиссии по проверке экзаменационных работ. Я очень рад, что смог попасть в его группу. Спасибо "Пять с плюсом" за такую возможность!

Виолетта

"Пять с плюсом" - отличный центр подготовки к экзаменам. Здесь работают профессионалы, уютная атмосфера, приветливый коллектив. Я занималась с Валентиной Викторовной английским и обществознанием, сдала оба предмета на хороший балл, довольная результатом, спасибо вам!

Олеся

В цетре "Пять с плюсом" занималась сразу по двум предметам: математикой с Артемом Маратовичем и литературой с Эльвирой Равильевной. Очень понравились занятия, четкая методика, доступная форма, комфортная обстановка. Я очень довольна результатом: математика - 88 баллов, литература - 83! Спасибо вам! Буду всем рекомендовать ваш образовательный центр!

Артем

Когда я выбирал репетиторов, в центре "Пять с плюсом" меня привлекли хорошие преподаватели, удобный график занятий, наличие пробных бесплатных экзаменов, моих родителей - доступные цены за высокое качество. В итоге мы всей семьей остались очень довольны. Я занимался сразу по трем предметам: математика, обществознание, английский. Сейчас я студент КФУ на бюджетной основе, и все благодаря хорошей подготовке - сдал ЕГЭ на высокие баллы. Спасибо!

Дима

Я очень тщательно подбирал репетитора по обществознанию, хотел сдать экзамен на максимальный балл. "Пять с плюсом" помогли мне в этом вопросе, я занимался в группе Виталия Сергеевича, занятия были супер, все понятно, все четко, при этом весело и непринужденно. Виталий Сергеевич так преподносил материал, что запоминалось само собой. Я очень доволен подготовкой!

В каждой стране складываются свои особые отношения между партиями. Для описания характера этих отношений в политологии вводится понятие «партийная система». Партийная система - это совокупность политических партий, связанных устойчивыми отношениями друг с другом и с государством.

Партийные системы бывают конкурентные и неконкурентные. В конкурентных системах складываются нормы и правила, гарантирующие политическим партиям равные возможности в борьбе за голоса избирателей, право проводить своих кандидатов в высшие государственные органы. В неконкурентных системах создаются предпочтительные условия для деятельности обычно одной партии.

Наиболее распространена типология партийных систем, в основе которой лежат количественные параметры. В соответствии с таким подходом партийные системы делят на однопартийные, двухпартийные и многопартийные. Отличительной чертой однопартийной системы является монопольное право одной партии на формирование органов государственной власти. При этом не исключается наличие других партий, но их роль на политической арене неизбежно оказывается второстепенной, незначительной. Для этой системы характерно сращивание государственного и партийного аппаратов, что в конечном счете и помогает партии утверждать свои доминирующие позиции. Она использует ресурсы государственной власти для укрепления своего влияния на массы.

Однопартийная система не может существовать без направленных действий властей на создание особых условий для правящей партии, вплоть до конституционного закрепления ее особого статуса. Оптимальные условия для функционирования однопартийности складываются в условиях тоталитаризма. Так, однопартийная система существовала в Советском Союзе, в настоящее время - в КНДР.

Двухпартийные и многопартийные системы возникают только в обществах, где соблюдаются права граждан свободно выражать свое мнение, создавать организации, избирать своих представителей в государственные органы. Двухпартийные системы характеризуются наличием двух примерно равных по весу в обществе партий, которые, чередуясь, поднимаются на вершину политической власти. Продолжительность нахождения партии на политическом Олимпе определяется итогами всеобщих выборов. Двухпартийная система не исключает существования в стране других партий, но подчеркивает, что реальным правом на формирование органов государственной власти обладают лишь две партии, только они в ходе предвыборного состязания определяют, кто в течение нового срока будет держать в руках рычаги власти. Типичными странами с двухпартийной системой являются США, где конкурируют Демократическая и Республиканская партии, и Великобритания, где основными противниками в политической борьбе являются лейбористы и консерваторы.

Мпогопартийпую систему отличает не столько количество партий, сколько предоставление реальной возможности каждой из них при благоприятном исходе всеобщего голосования участвовать в формировании органов государственной власти. Отсутствие партий-лидеров ведет к тому, что вмешательство в спор за места в парламенте нескольких партий не дает ощутимого преимущества ни одной из них. Отсюда типичная для много- партийной системы политика союзов, альянсов, блоков, обеспечивающих временное соглашение между партиями, необходимое для формирования правительства, создания коалиции в парламенте. Большинство современных демократических стран являются странами с многопартийной системой.

Американский политолог Дж. Сартори, изучая отношения между партиями в различных странах, пришел к выводу, что предложенная выше типология партийных систем является упрощенной и не отражает в полной мере специфики реальных партийных взаимодействий. Он усложняет количественную классификацию, увеличивая спектр однопартийное™ до трех типов и спектр многопартийности - тоже до трех:

  • 1) однопартийная система с одной партией;
  • 2) гегемонистская система, когда есть партия-гегемон, которая допускает существование исключительно партий-сателлитов;
  • 3) система с доминирующей партией, предполагающая такое распределение власти, в котором одна партия управляет единолично ровно столько времени, сколько обеспечивает себе большинство на выборах;
  • 4) двухпартийная система;
  • 5) система ограниченного плюрализма, когда количество партий меньше пяти;
  • 6) система крайнего плюрализма, когда число партии более пяти;
  • 7) атомизированная система. Эту партийную систему отличает отсутствие взаимного партийного влияния, когда многочисленные партии действуют исключительно на свой страх и риск, не вступая в соглашения с другими партиями.

Партии возникают в определенных исторических условиях, на процесс их укрепления и развития в обществе оказывают воздействие различные факторы. Именно своеобразие этих факторов, их неповторимое сочетание приводит к появлению различных партийных систем. Остановимся на некоторых факторах, влияющих на процесс становления в стране того или иного типа партийной системы.

1. Тип политического режима. Выше уже говорилось, что при тоталитаризме складывается особый тин централизованной политической партии, которой предоставляется исключительное, монопольное право на определение политики в обществе. Вся система законодательства в тоталитарных странах нацелена на создание преференциальных условий для правящей партии. Однопартийность в обществе не складывается стихийно, она задается системой государственной власти, обладающей правом на создание нормативной базы, регламентирующей в стране партийное строительство, а также правом на применение насилия в отношении тех организаций, которые могут ставить под сомнение легитимность такого политического порядка.

Демократия создает основы для партийного плюрализма. В странах, где давно сложились демократические принципы организации политической жизни, этот факт воспринимается как само собой разумеющийся. В странах «новых» демократий, т.е. недавно освободившихся от тоталитаризма или авторитаризма, часто встречается конституционное закрепление принципа политического плюрализма.

2. Исторические особенности страны, сложившиеся традиции политической жизни. Каждая партия возникает в конкретной ситуации и отражает стремление людей решить вставшие в тот момент задачи. Существует своеобразное привыкание населения к субъектам политической жизни, выражающееся, в частности, в привычке голосовать за определенную партию. Неслучайно возникновение новых партий, дробление старых особенно интенсивно происходят в периоды нестабильности, ломки привычных политических структур.

Кроме того, государство стремится регулировать процесс создания новых партий , предотвращать излишнюю политическую раздробленность, затрудняющую спокойный, размеренный, устоявшийся ход политической жизни. Осуществляется это не путем запретов, а посредством регулирования главного направления деятельности партий, их участия в электоральном процессе. С этой целью в законодательство вводятся нормы, определяющие требования к партиям, собирающимся принять участие в избирательной кампании.

Однако тип партийной системы определяется не только историческими особенностями развития страны, спецификой экономической ситуации и характером политического режима. Создаваемые для организации и упорядочивания борьбы за власть в демократическом обществе партии не могли не испытывать на себе воздействие электоральных систем. Первым на это обратил внимание французский политолог М. Дюверже.

По его мнению, мажоритарные выборы относительного большинства, когда побеждает кандидат, набравший больше голосов, чем его соперники, являются благоприятным фактором для становления в стране двухпартийной системы. Избиратель в ходе выборной кампании всего один раз подходит к урне для голосования, поэтому психологически он настроен отдать голос не за представителя маловлиятельной или недавно родившейся партии, пусть даже выступившей с привлекательными лозунгами, а за кандидата одной из двух партий, реально претендующих на власть, выбирая ту, которая в данный момент кажется ему наименьшим злом.

Подлинная многопартийность с выдвижением нескольких кандидатов от различных партий возникает при пропорциональных и мажоритарных выборах абсолютного большинства, предполагающих проведение второго тура голосования, если в первом ни один кандидат не получает более 50% голосов. Обе эти системы дают возможность практически любой партии попробовать свои силы в предвыборном марафоне, однако каждая из них создает разные уровни взаимовлияния и взаимозависимости между партиями.

При пропорциональной системе голосования отношения между партиями жесткие. Каждая партия ведет предвыборную кампанию самостоятельно, видя в других организациях соперников и, следовательно, противостоя им в борьбе за голоса избирателей. Поиск совпадения взглядов начинается лишь на этапе формирования кабинета министров, создания парламентских коалиций и проходит достаточно болезненно, так как партии неизбежно будут стремиться к сохранению своего лица, а точнее - тех программ и идеологических установок, с которыми они шли на выборы, которые знакомы их избирателям и от которых они не намерены отказываться, опасаясь утраты доверия своих сторонников. Несговорчивость партий может провоцировать частые правительственные кризисы.

Мажоритарная система голосования в два тура, напротив, делает отношения между партиями более гибкими, вынуждает искать союзников уже в ходе самой предвыборной кампании. Благодаря соглашениям, достигаемым между партиями в ходе второго тура выборов, процесс формирования правительства, парламентских коалиций становится более устойчивым и определенным.

Двухпартийная система

Двухпартийная система предполагает наличие в стране двух сильных партий, каждая из которых способна к самостоятельному принятию власти и ее осуществлению. Когда одна из партий побеждает на выборах, другая становится в оппозицию, и так периодически они сменяют друг друга у руля власти. Бипартизм не исключает существования в стране и других, менее влиятельных партий. Они также участвуют в политическом процессе, но реально претендовать на победу не в состоянии.

Классическая модель двухпартийной системы сложилась в США, где противостоят друг другу Демократическая и Республиканская партии. В Великобритании борьбу за власть ведут консерваторы и лейбористы.

Наряду с классической двухпартийной системой выделяют и модифицированный вариант двухпартийности - систему "двух партий с половиной " . Здесь также конкурируют между собой крупные партии, но ни одна из них не имеет абсолютного большинства в парламенте и для формирования правительства должна войти в коалицию с третьей партией. Это третья партия играет роль баланса, чья поддержка обеспечивает перевес одной из ведущих партий. Такой уклад сложился в ФРГ, где роль регулятора между СДПГ и ХДС/ХСС играет Свободная Демократическая партия.

Формированию двухпартийности во многом способствует мажоритарная избирательная система. Бипартизм позволяет обеспечить относительную стабильность власти, т.к. создает однопартийное правительство, свободное от неустойчивости коалиционных соглашений. Двухпартийная система, указывает французский политолог Р. - Ж. Шварценберг, упрощает процесс артикуляции и агрегации интересов, поскольку каждая из соперничающих партий стремится к обобщению, "сокращению" требований различных социальных групп с целью максимального расширения своей электоральной базы (см.: Шварценберг Р. - Ж. Политическая социология. Ч.3. - М. - 1992. - С.74). Вместе с тем двухпартийность подвергается критике за то, что она отстраняет от участия в принятии решений мелкие, не слишком авторитетные партии, выражающие интересы меньшинства.

Невозможно дать априорного предпочтения и однозначной оценки эффективности и демократичности той или иной разновидности много - и двухпартийной системы. Все зависит от особенностей исторического развития страны, устоявшихся традиций, конкретной политической ситуации.

Однопартийная система

Однопартийная система характеризуется монополией на власть со стороны одной партии. В однопартийной системе нет политической конкуренции. Правящая партия не допускает рядом с собой других претендентов на власть. Хотя, при авторитарном режиме возможно легальное существование, наряду с господствующей и других политических партий, последние лишены реальной самостоятельности, имеют довольно ограниченное поле деятельности и признают руководящую роль правящей партии. Такая система сложилась после второй мировой войны в ряде стран Восточной Европы - Болгарии, ГДР, Польше, Чехословакии, где так называемые союзнические партии играли второстепенную роль в политической жизни.

Свои специфические особенности присущи однопартийным системам некоторых развивающихся стран с авторитарными режимами. Роль правящей партии здесь сводится к организации массовой поддержки политики руководства государства. Партия, будучи представлена в руководящих государственных органах, действует зачастую как бы на "вторых ролях", не участвуя непосредственно в управлении государством.

При тоталитарном режиме действует только одна политическая партия, другие распущены или запрещены. В результате сращивания партийных и государственных структур правящая партия становится над государством и осуществляет в нем доминирующую роль. Монополизация властных функций одной партией неизбежно ведет к субъективизму и волюнтаризму в политике, к преобладанию командных методов управления, нарушению обратных связей между населением и властью и отчуждению народных масс от политики.

Опыт функционирования однопартийных систем в XX в. показал их неэффективность и антидемократичность. В настоящее время такие системы постепенно сходят с политической арены как дискредитировавшие себя. Примером этого является преобразование партийных систем в странах Центральной и Восточной Европы конца 1980-х - начала 1990-х г. г.

Двухпартийная система

распространённое определение политической системы ряда буржуазных государств, при которой две ведущие в стране партии периодически сменяют друг друга у власти, обеспечивая интересы господствующего класса. Характерна для США (Республиканская и Демократическая партии), Великобритании (Консервативная и, до 1920-х гг., Либеральная, а за тем занявшая её место Лейбористская партии), а также для Канады (Либеральная и Прогрессивно-консервативная партии) и некоторых других стран. В период предвыборных кампаний между этими партиями обычно разыгрываются внешне эффектные политические дуэли. Монополистическая буржуазия контролирует и направляет деятельность обеих партий через официальный партийный аппарат (в США - также Босс ов) а посредством огромной финансовой «поддержки» (в 1960-е гг. в США стоимость кампании по выборам президента достигала нескольких сот млн. долл.). Д. с. не исключает существования других партий, которые, однако, по различным причинам не играют обычно большой политической роли. С помощью Д. с. правящие классы стремятся не допустить создания третьей крупной партии, которая могла бы явиться подлинным выразителем интересов народных масс. При единстве позиций двух партий по основным вопросам внутренней и внешней политики государства между ними имеются и некоторые различия в области политической тактики, в приёмах и методах, к которым их лидеры и функционеры прибегают для достижения победы над своими противниками.

Лит.: Маркс К. и Энгельс ф., Соч., 2 изд., т. 22, с. 199-200; Ленин В. И., Полн. собр. соч., 5 изд., т. 22, с. 192-94.

Д. С. Асанов.


Большая советская энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия . 1969-1978 .

Смотреть что такое "Двухпартийная система" в других словарях:

    Двухпартийная система тип партийной системы, при котором только две политические партии («партии власти») имеют реальные шансы выиграть выборы. Обычно это означает, что все или почти все выборные парламентские места занимаются депутатами… … Википедия

    Двухпартийная система - (англ. two party system) существующая в некоторых странах система, при которой две крупнейшие партии периодически сменяют друг друга у власти (напр., в США республиканская и демократическая партии). При Д.с. не исключено существование и др.… … Энциклопедия права

    Распространенное определение политической системы ряда государств, при которой существуют две ведущие партии (напр., в США Республиканская и Демократическая) … Большой Энциклопедический словарь

    Распространённое определение политической системы ряда государств, при которой две ведущие партии (в США Республиканская и Демократическая) ведут борьбу за власть … Исторический словарь

    Распространенное определение политической системы ряда государств, при которой существуют две ведущие партии (напр., в США Республиканская и Демократическая). Политическая наука: Словарь справочник. сост. проф пол наук Санжаревский И.И.. 2010 … Политология. Словарь.

    Распространённое определение политической системы ряда государств, при которой существуют две ведущие партии (например, в США Республиканская и Демократическая). * * * ДВУХПАРТИЙНАЯ СИСТЕМА ДВУХПАРТИЙНАЯ СИСТЕМА, распространенное определение… … Энциклопедический словарь

    ДВУХПАРТИЙНАЯ СИСТЕМА - характеристика организации политической жизни общества и осуществления власти, строящаяся на попеременном нахождении у власти одной политической партии и пребывании в оппозиции другой. Соотношение их сил отражается на выборах депутатов парламента … Энциклопедический словарь конституционного права

    ДВУХПАРТИЙНАЯ СИСТЕМА - (two party system) политическая система (существующая, например, в Великобритании или США), при которой в избирательном соперничестве господствуют две основные партии. Как правило, одна партия представляет левое крыло, а другая правое крыло, но … Большой толковый социологический словарь - Политическая система ряда капиталистических государств, при которой две основные в стране партии сменяют друг друга у власти (характерна для США, Великобритании и некоторых других стран) … Словарь многих выражений