Пленэрные работы художников. Изучаем живопись на пленэре. Что же понадобится художнику на пленэре

Каждый, кто учился в художественной школе, посещал курсы по рисованию или фотографии, наверняка не раз слышал слово "пленэр". Что это, и чем он отличается от обычного изобразительного творчества, должны были подробно рассказывать преподаватели. Эта же статья предназначена для тех, кто с таким понятием не знаком.

Что такое "пленэр"

Не все художники сочиняют свои картины, сидя в мастерской. И не у всех есть возможность рисовать по фотографии, тем более что фотоаппарат не может передать объем и ощущение пространства, как бы ни старался. Для решения этой проблемы и существует пленэр - рисование на природе. Причем объектом творчества может быть что угодно: растения и ландшафт, панорамы города и отдельные сооружения, портрет, небо и многое другое, что только может прийти в голову.

Пленэры для художников - это очередная возможность испытать свои силы, прочувствовать и перенести все это на холст. Главное - научиться рисовать быстро, пока свет не переменился. Зачастую на пленэре создают этюды и зарисовки, а не полноценные картины. Фотографы тоже работают на природе. Для многих из них пленэр - это основное направление в творчестве.

Насколько это трудно

Рисовать на пленэре намного сложнее, чем в студии. Погода может измениться в любой момент - ветер сдувает все художественные принадлежности, насекомые мешают, а солнце довольно быстро меняет свое положение на небосклоне, кардинально меняя освещение. Казалось бы, зачем так мучиться, ведь можно сфотографировать сцену и нарисовать все дома. Но не все так просто. Любой художник ответит, что картины, нарисованные с плоской фотографии, и сами будут выглядеть плоско. А задача художника - создать ощущение пространства. Что бы ни говорили про пленэр (что это, например, трата времени, сил и нервов), ни один стоящий мастер не откажется от возможности творить на природе.

История

На природе рисовали давно, но пленэр как стиль живописи появился только в начале XIX века, благодаря творчеству англичан Ричарда Паркса Бонингтона и Джона Констебля. подразумевающий быстрое рисование на природе, пришелся по душе многим. Его подхватили такие известные художники как Пьер-Огюст Ренуар, Батист и Жан-Франсуа Милле. Позже одним из самых известных художников, рисовавших природу с натуры, стал Клод Моне.

В России пленэр был особенно популярен с конца XIX до начала XX века. К. Коровин, И. Грабарь и В. Серов регулярно творили на природе. Множество потрясающих этюдов в этом жанре создал и знаменитый мастер пейзажа Исаак Левитан.

В настоящее время рисование на природе зачастую входит в обязательную программу художественных высших и средних учебных заведений. А профессиональные живописцы устраивают международный пленэр. Это групповой выезд на природу, предназначенный для обмена опытом и знаниями между художниками из различных стран.

Как подготовиться

Вы открыли для себя понятие "пленэр" - что это, откуда появилось и зачем нужно. Теперь осталось узнать, как самому окунуться в мир пленэрной живописи.

Вам понадобится этюдник. Это специальный раскладной чемоданчик, в котором можно носить кисти, краски и другие принадлежности. Он устанавливается на треногу и заменяет художнику мольберт. Не забудьте карандаши и краски, бумагу, ластик, воду, в которой вы будете ополаскивать кисти, и ёмкость для нее.

Наверняка, вам пригодится теплая одежда, ведь погода может измениться в любую минуту, головной убор для и средство от насекомых. К подготовке нужно подойти серьезно, иначе желание творить пропадет уже через полчаса после начала работы.

Итак, что вы узнали про пленэр? Что на природе, оригинальный который появился в Англии в начале XIX века. Популярным он остается до сих пор. Теперь вы и сами готовы приступить к рисованию на природе наравне с величайшими художниками XIX и XX века.

1

Работая красками на пленэре, нужно почувствовать натуру в воздушной среде пленэра и научиться передавать цвет как совокупность, мозаику рефлексов, так как они более сильно выражены на природе, чем в мастерской.

Нужно научиться видеть рефлексы от неба, травы, земли и других предметов окружающей среды.

Все предметы, отражая, рассеивают свет, одни больше, другие меньше. Игра света и рефлексов видна на предметах, поверхность которых хорошо отражает свет. Особенно выразительно видна игра рефлексов на белых предметах, отражающих почти весь падающих световой поток.

Поэтому в постановках на пленэре желательно выбирать более светлые тона.

Все темные предметы отражают только часть падающего на них светового потока, поэтому рефлексы на них менее ясны.

На пленэре сложность работы заключается в том что, говоря словами Делакруа, «в сущности, нет теней вообще, есть только рефлексы».

При работе в мастерской мы можем передать форму предметов светотенью, не обращая особого внимания на рефлексы. Но если мы увлечемся одними рефлексами на пленэре, то потеряем форму предмета, его локальный цвет.

Только цветовые отношения обеспечивают восприятие формы предмета с восприятием ее целостного цвета. Закон отношений лежит в основе живописи русских художников пленеристов.

Начиная работать на пленэре, первые дни необходимо сделать несколько коротких этюдов по одному сеансу. Стараться работать быстро и энергично, чтобы почувствовать новую среду и «освежить палитру», работать более яркими красками, почувствовать солнечный свет и воздушную среду, как говорят художники, «расписаться».

На втором этапе работы на пленэре нужно поставить постановку, освещенную солнцем, и постановку, расположенную против света. Эти два этюда заставляют изображать натуру различными методами.

В первом случае постановка освещена солнцем, форма лепится ясно, на ней есть все: свет, тень, полутень и рефлексы.

Во втором случае эта же натура находится против света. За натурой находится освещенная поверхность, а натура выглядит плотным пятном против света. Поэтому надо более точно найти цветовые отношения. Чтобы лучше выразить натуру, форму приходится лепить больше рефлексами, так как натура освещена отраженным светом других предметов.

Следующее задание: постановка среди листвы деревьев, через кроны которых пробивается свет. Можно поставить молодую девушку в светлой, почти белой, блузке и красном сарафане. Постановка выразительная и сложная для выполнения, так как в ней много цветовых и тоновых градаций.

В кружеве кроны деревьев появляются бледно-фиолетовые, зеленые, голубые тени и полутени. Холодные голубые, фиолетовые, зеленые цвета разбиваются золотистым теплым цветом. На постановку влияют рефлексы от неба, от освещенной земли и травы. В каждой детали жизнь солнечного света.

Центр этого цветового многообразия - светлая блузка, освещенная солнцем и «золотая голова». Активным пятном является красный сарафан, который служит дополнительным цветом к зеленой листве деревьев, полной многообразных рефлексов.

Сложность работы заключается в том, что во время работы быстро меняется свет, шевелится листва, изменяется солнечное освещение, и там где был свет, появляется тень. Поэтому нужно оставлять удачные места живописи, получившиеся при одном освещении. При изменении света не нужно переписывать каждый раз места, где верно найдены цветовые отношения. Для выполнения такой работы нужно много сеансов.

Примером может служить работа художника В. Серова «Девушка, освещенная солнцем», над которой он работал все лето.

Еще необходимо выполнить работу при вечернем освещении. При работе над постановкой при вечернем освещении нужно обратить внимание на то, что вечернее освещение заходящего солнца меняет цвет предметов, заставляет их светиться, зажигая оранжевые, желтые, красные цвета. Тело становится бронзовым и золотистым, тени синеют. Вечернее освещение сближает краски освещенных предметов. Работа над постановкой при вечернем освещении требует более плотных цветовых отношений. В этой работе совершенно иная палитра и другая тональность, чем в постановках, написанных утром или днем.

Параллельно на случай пасмурной погоды, когда невозможно писать постановку, освещенную солнцем, можно писать этюд при рассеянном свете.

Серая погода, когда освещение длительное время мало меняется, располагает к длительной, спокойной работе с подробной моделировкой формы предметов. Особое внимание уделяется подчинению проработанных деталей этюда общему колориту, цветовой гармонии.

Особенность работы на пленэре состоит прежде всего в передаче многообразия солнечного освещения и воздушной среды. Это требует быстрого письма мазками техникой «a la prima». Для этого необходимо иметь большое количество различных красок. Важную роль играет общая тональность этюда. Этюд, написанный утром, пишется в светлой тональности, краски в нем будто прозрачные.

Этюд, написанный днем, имеет при ярком свете тоже светлую тональность, при сером свете тональность этюда уплотняется. В вечернем этюде краски сгущаются, тональность этюда становится плотнее. В этом и состоят особенности пленэрной живописи.

Работа представлена на заочную электронную конференцию «Современные проблемы науки и образования», 15-20 ноября 2004г.

Библиографическая ссылка

Карасев Ю.В. ОСОБЕННОСТИ ЖИВОПИСИ НА ПЛЕНЭРЕ // Фундаментальные исследования. – 2005. – № 1. – С. 92-93;
URL: http://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=5664 (дата обращения: 23.07.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Теплое время года – это настоящий рай для художника, ведь можно выбраться из тесной мастерской и заняться живописью на пленэре.

Что такое пленэр?

Для новичков, которые еще не знакомы с термином «пленэр» , нужно пояснить, что это слово пришло к нам из французского языка и означает рисование на открытом воздухе, вне стен помещения . Изначально пленэр служил исключительно для создания . Позже он перерос в самостоятельное течение. Так зародился импрессионизм и другие известные техники.

Стоит ли говорить о том, что занятия живописью на пленэре сопровождается многими приятными моментами. Свежий воздух, пение птиц, шелест листвы, шум ветра – всё это создает особую творческую атмосферу. Пленэр дарит художнику ощущение гармонии и единения с окружающей средой. Так художник может почувствовать себя частью того, что он рисует, ближе рассмотреть цвета и текстуры, прочувствовать динамику пейзажа, чего невозможно добиться в помещении.

Как для начинающего, так и для профессионального художника живопись на пленэре — это просто бесценный опыт.

Помимо свежего воздуха и свободного пространства, живопись на пленэре обладает еще одним неоспоримым преимуществом – естественным освещением . Один и тот же предмет, например, обычное яблоко, выглядит абсолютно по-разному в помещении и на улице. Тусклое и бледное в комнате, оно наполняется новыми красками и танцующими бликами на открытом воздухе. Соответственно и рисунок, выполненный с такой натуры, будет более живым и ярким.

Особенно полезно для лучшего восприятия цвета запечатлеть один и тот де предмет или пейзаж в разное время суток, в солнечную или пасмурную погоду.

Пейзаж, портрет, натюрморт на природе…

Чаще всего на пленэре пишут пейзажи (собственно, с этого и начиналась пленэрная живопись, так и зародился импрессионизм) . Где, как не на улице, можно уловить всю прелесть природы, всё буйство красок и полноту жизни.

Широко распространена также практика рисования на открытом воздухе. Естественное дневное освещение делает лицо натурщика более живым и выразительным, а пейзаж на заднем плане дает ощущение свободы, пространства и объемности композиции. Выбирать для портрета стоит такие локации, которые подчеркнут индивидуальность натурщика: его характер или род деятельности .

Многие художники любят писать на открытом воздухе. Стоит обращать особое внимание на предметы, составляющие основу . На природе стоит рисовать именно те предметы, которые имеют к ней непосредственное отношение (цветы, фрукты, овощи и так далее) . Стол и драпировка передают только контуры, блики и тени, но в таком натюрморте отсутствует душа, лишь сухая техника.

На природе же натюрморт приобретает объем, вкус, запах и цвет . К тому же, собираясь на пленэр, вовсе не обязательно тащить весь натюрморт за собой. Сама природа дает художнику массу предметов для творчества.

Иногда природа преподносит художнику неоценимый подарок в виде уже готового натюрморта: трухлявый пень, упавшее яблоко… Нужно учиться замечать прекрасное в мелочах.

Что же понадобится художнику на пленэре?

Основным атрибутом живописи вне мастерской является этюдник. Он сочетает в себе все прелести и практичность маленького чемоданчика, куда можно поместить все необходимое для творчества.

Не лишним будет захватить с собой небольшой раскладной стул. Но слишком увлекаться рисованием сидя не стоит. В таком положении несколько искажается изображение, теряется возможность полноценного охвата взглядом окружающей природы, а также сужаются углы обзора самого рисунка.

На пленэре можно работать в самых разных техниках масло, акварель, пастель . Все зависит от предпочтения и мастерства художника. Но независимо от выбранного материала, на пленэр нужно брать с собой только самое необходимое.

Не нужно тащить за собой все кисти (трех кистей разных размеров будет вполне достаточно), тюбики, пузырьки и так далее.

Ограничив себя в цветовой гамме, вы научитесь смешивать и комбинировать цвета, получая все новые и новые оттенки.

Что касается холста или бумаги для рисования , здесь тоже есть определенные правила. Холст лучше заранее натянуть на подрамник и тщательно загрунтовать. Если же предпочтение отдается бумаге, нужно позаботиться о твердом планшете, на котором бумагу можно для удобства закрепить с помощью обычного или двустороннего скотча. В зависимости от уровня своего мастерства выбирайте более дешевую бумагу (для новичков) или ту, что подороже (для опытных художников).

Зачастую художники предпочитают заниматься на пленэре исключительно созданием этюдов, а позже в мастерской превращать их в полноценные произведения искусства. В таком случае просто необходимо захватить с собой фотоаппарат, чтобы не упустить ни одной детали при создании будущего шедевра.

Но все же, вся прелесть пленэра заключается именно в том, что работа отражает как бы сиюминутное впечатление и настроение . Ведь один и тот же предмет, один и тот же пейзаж художник может видеть абсолютно по-разному в зависимости от настроения.

Некое ощущение незаконченности, недосказанности и легкой небрежности – это именно то, что придает особое настроение и шарм работам, выполненным в условиях пленэра.

Несмотря на все прелести пленэра, существуют все-таки некоторые нюансы. Свои коррективы в творчество художника может внести погода. Освещение тоже порой бывает непостоянным – тучка, закрывшее солнце, может спутать все карты художнику и усложнить цветопередачу. Ну и ветер, само собой, не добавляет комфорта. Также многое зависит и от самого места, которое выбрано для пленэра.

Но, собственно говоря, пленэризм и не требует кропотливой долгой прорисовки мельчайших элементов. Нужно уяснить, что суть его заключается в том, чтобы успеть запечатлеть мимолетное состояние природы , пока светит солнышко, пока дует ветер, пока в нужном направлении падает тень. А спонтанное изменение направления ветра или резкая смена погоды может придать картине новый смысл, добавить новых эмоций и красок.

Пленэр Пленэр

(франц. plein air, буквально - открытый воздух), термин, обозначающий передачу в картине всего богатства изменений цвета, обусловленных воздействием солнечного света и окружающей атмосферы. Пленэрная живопись сложилась в результате работы художников на открытом воздухе (а не в мастерской), на основе непосредственного изучения натуры в условиях естественного освещения, с целью возможно более полного воспроизведения её реального облика. Некоторые моменты, предвосхищающие появление пленэрной живописи, можно проследить в творчестве мастеров итальянского Возрождения и художников XVII в. Однако по существу принципы пленэра получили распространение в первой половине XIX в. (Дж. Констебл в Великобритании, А. А. Иванов в России). В середине XIX в. приверженцами пленэра выступают мастера барбизонской школы, а также К. Коро. Наиболее полное воплощение принципы пленэра нашли во второй половине XIX в. (именно тогда термин "пленэр" начинает широко употребляться) в творчестве мастеров импрессионизма - К. Моне, К. Писсарро, О. Ренуара и др., а также в русской пейзажной живописи второй половины XIX - начала XX вв. (В. Д. Поленов, И. И. Левитан, В. А. Серов, К. А. Коровин, И. Э. Грабарь). Литература: О. А. Лясковская, Пленэр в русской живописи XIX в., М., 1966.

(Источник: «Популярная художественная энциклопедия.» Под ред. Полевого В.М.; М.: Издательство "Советская энциклопедия", 1986.)

Пленэ́р

(франц. plein air – открытый воздух), живопись, создаваемая на природе, под открытым небом. Только работая на пленэре, можно живо и полно передать особенности естественного освещения и световоздушную среду. Еще в нач. 19 в. английский художник Д. Констебл писал пейзажные этюды с натуры, пытаясь передать в них изменения погоды и атмосферы, но картины писались в мастерской. В сер. 19 в. на открытом воздухе работали мастера барбизонской школы и К. Коро .

По-настоящему открыли пленэрную живопись французские импрессионисты (К. Моне , К. Писсарро , А. Сислей и др.). В 1891 г. К. Моне вступает на пленэре в соревнование с природой. Он создаёт серию «Тополя» на берегу реки Эпт, работая одновременно на нескольких мольбертах, стремясь запечатлеть оттенки цвета и освещения, непрестанно меняющиеся в зависимости от времени суток и погоды. Художник пишет этюды-картины, состязаясь в скорости с самим светом: хрупкие дрожащие в золотистой утренней дымке и грозно вздымающиеся на фоне всполохов закатного неба деревья.


В России во второй пол. 19 – нач. 20 в. работали на пленэре В. А. Серов , В. Д. Поленов , И. И. Левитан, К. А. Коровин , И. Э. Грабарь и многие др. Левитан запечатлел в картине «Март» радостное пробуждение природы от зимнего сна. На ноздреватом мартовском снегу лежат голубые, сиреневые и лиловые тени. Работая на пленэре, художник увидел и показал зрителям, что в свете яркого солнца тени теряют свой скучный тёмный цвет. Синее весеннее небо и яркое солнце окрашивают их в праздничные тона. Рефлексы (цветные отсветы) отражённого света и цвета проникают в тени сугробов, ложатся нежными бликами на снег возле крыльца.
С кон. 19 в. и до наших дней работа на пленэре лежит в основе обучения начинающих живописцев. Многие художники-пейзажисты по-прежнему создают свои произведения на пленэре.

(Источник: «Искусство. Современная иллюстрированная энциклопедия.» Под ред. проф. Горкина А.П.; М.: Росмэн; 2007.)


Синонимы :

Смотреть что такое "Пленэр" в других словарях:

    - [фр. plein air вольный воздух] иск. живопись на открытом воздухе (в противоположность живописи в мастерской), стремящаяся к передаче естественного освещения. Словарь иностранных слов. Комлев Н.Г., 2006. пленэр (фр. plein air вольный воздух)… … Словарь иностранных слов русского языка

    Пленер, пленэризм, живопись Словарь русских синонимов. пленэр сущ., кол во синонимов: 3 живопись (41) плене … Словарь синонимов

    - (французское plein air, буквально открытый воздух), в живописи воспроизведение изменений воздушной среды, обусловленных солнечным светом и состоянием атмосферы … Современная энциклопедия

    - (франц. plein air букв. открытый воздух), в живописи воспроизведение изменений воздушной среды, обусловленных солнечным светом и состоянием атмосферы … Большой Энциклопедический словарь

    ПЛЕНЭР, а, муж. (спец.). 1. Воспроизведение в живописи естественного освещения и воздушной среды. 2. Естественная обстановка вне помещения, в которой работает художник. Акварелист отправился на п. Сцена на пленэре. | прил. пленэрный, ая, ое.… … Толковый словарь Ожегова

    - «ПЛЕНЭР», Казахстан, КАЗГИТИК, 1998, 38 мин. Художник выезжает на «натуру». Хочет сосредоточиться. Но его постоянно преследует Некто. Режиссер: Серик Утепбергенов. Автор сценария: Серик Утепбергенов … Энциклопедия кино

    - (фр. plein air, букв. – открытый воздух) – в живописи воспроизведение изменений воздушной среды, обусловленное солнечным светом и атмосферой. Большой толковый словарь по культурологии.. Кононенко Б.И.. 2003 … Энциклопедия культурологии

    Пленэр - (французское plein air, буквально открытый воздух), в живописи воспроизведение изменений воздушной среды, обусловленных солнечным светом и состоянием атмосферы. … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    - «Клод Моне на опушке леса», Джон Сингер Сарджент Пленэр (от фр. en plein air «на открытом воздухе … Википедия

    - (франц. plein air, буквально открытый воздух) в живописи, термин, означающий передачу в картине всего богатства изменений цвета, обусловленных воздействием солнечного света и окружающей атмосферы. Пленэрная живопись сложилась в результате … Большая советская энциклопедия

Книги

  • Пленэр. Учебно-методическое пособие , Ермаков Г. И. , Пособие рассчитано на студентов, обучающихся по специальности 050100 педагогического образования "Изобразительное искусство", в нём изложены полезные сведения о живописи на пленэре. Для чего… Категория: Обучение искусству рисования Издатель: Прометей ,
  • Пленэр: практикум по изобразительному искусству (+CD) , Кадыйрова Ляйсан Хабибулхаковна , Учебное пособие знакомит со спецификой работы графическими и живописными материалами на пленэре (открытом воздухе) во время проведения практики по изобразительному искусству. Раскрываются… Категория:

Три шага к удачной картине на пленэре nauril wrote in May 2nd, 2016

Даже если вы начинающий художник и никогда не рисовали на свежем воздухе с натуры, то следование нескольким простым правилам позволит с первого раза получить вполне приличный результат.

Настали теплые деньки, а значит, наступило время размять свои кисточки. Даже если до этого вы никогда не выходили на пленэр, то майские праздники - прекрасное время, чтобы сделать это в первый раз.

Не знаете, что такое пленэр? Пленэр - это когда художник собирает свои кисти, карандаши, краски, маркеры, скетчбуки, холсты и выходит на свежий воздух, чтобы сотворить шедевр. Традиционно жанром пленэрной живописи считается пейзаж, но если вы предпочитаете писать натюрморты или портреты, то этого никто не запрещает, все в ваших руках!

Итак, вы решились и вышли на улицу, взяв все самое необходимое для пленэра , но не представляете с чего начать? Мы вам подскажем!


Шаг первый - десантирование на местность

Начать надо с поиска места дислокации. Это ваш первый шаг. Конечно, идеальным вариантом было бы заранее знать, что именно вы хотите запечатлеть на холсте. Художники, рисующие давно, не расстаются со скетчбуками и карандашами даже во сне, поэтому, увидев где-нибудь интересный сюжет, они тут же делают набросок. Далее его можно использовать, как ориентир, чтобы вернуться к сюжету уже во всеоружии.

Однако, если вы новичок и не делали никаких набросков заранее, то не спешите рисовать первое попавшееся дерево. Руководствуйтесь правилом - рисовать то, что нравится. Нравится соседский забор? Вдохновляет? Тогда пишите. А если он вас раздражает, то идите дальше.

Хорошим подспорьем для начинающих художников будет список достопримечательностей их города. Только не пытайтесь охватить сразу все, что видите. Выбрали какой-то один крупный объект, не отвлекайтесь на тысячу мелких. Помните, что художник - не фотоаппарат, ему не требуется запечатлеть сразу все, что попало в поле его зрения. Написали основную тему своей картины, можно "забить" фон деревьями, которые не будут отвлекать ни зрителя в процессе разглядывания работы, ни вас, в процессе ее написания.


Шаг второй - объект на мушке

Шагаем дальше. Вы нашли сюжет для вашей будущей картины. Теперь надо определить с какого края к нему подойти. Ведь одно и то же место выглядит совершенно по-разному с различных ракурсов. Поэтому если дерево выглядит прекрасно с этой точки обзора, то вполне вероятно, что с другого угла оно будет выглядеть просто сногсшибательно.

По мнению Герхарда Штрицеля ошибочно полагать, что самый лучший ракурс для рисования - фронтальный. Мало того, что рисовать объемные объекты с «лицевой» стороны очень сложно, так еще и картина часто получается статичной, в ней просто не хватает наклонных линий. Поэтому оптимальный угол зрения для пейзажа любого типа и, особенно для пейзажа с элементами архитектуры, 30 - 45 градусов.

Итак, градус пойман, осталось только решить какую именно часть увиденного вы перенесете на бумагу. Для этого стоит определиться с ориентацией листа: альбомной или портретной. На самом деле не всегда действует правило «дерево я рисую в портретной ориентации, а поле и море в альбомной». Чтобы было легче «увидеть» будущую картину на листе, воспользуйтесь самым простым приспособлением. В листе темного картона прорежьте отверстие со сторонами 10 и 14,2 см (это пропорции формата А4). Через эту рамку вы смОтрите на мир с расстояния вытянутой руки и легко определяете, что достойно быть включено в ваш сюжет, а что лучше из него убрать. Ну и сразу же определяетесь с ориентацией листа.

Следующий немаловажный фактор, а может быть самый важный при работе на пленэре - освещение. Вы так тщательно выбирали место для рисования, бегали туда-сюда в поисках нужного ракурса, прикладывали рамку, а когда расположились, поняли, что солнце светит вам прямо в глаз. Ну что же, поздравляем, придется свернуть позиции и прийти сюда в другой раз. Ну или поискать другое место для рисования.

Однако если солнце находится позади вас, то вам несказанно повезло, а если оно располагается еще и позади справа, то звезды сошлись полностью и можно приступать к работе. Светило точно не помешает вам в течение нескольких часов работы.

Помня о том, что солнце у нас объект динамичный, мы начинаем делать набросок будущей картины. Визуально делим картину на несколько планов - передний, средний и дальний.

По совету Лейтона Хикмана, после создания композиции, прорисовываем некоторые основные детали, чтобы было понятно, о чем идет речь и оттеняем карандашом наиболее темные места. Источник освещения надо зафиксировать сразу, набросав тени, потому что через 30 минут положение солнца уже существенно изменится и тени переместятся в другое место.


При построении композиции стоит помнить три правила, которые помогут вам при работе с цветом:
1. Чем дальше объект, тем он меньше.
2. Чем дальше объект, тем он светлее и холоднее по тону.
3. Чем дальше объект, тем он менее четок.


Шаг третий - цветовой залп

Вы сделали набросок, проработали тени и теперь не знаете, как приступить к заполнению наброска цветом? Посмотрите на то, что находится перед вами. Определите общий тон картины (холодный или теплый), затем выделите основные цвета (небо - голубой, деревья - зеленые, цветы - красные, домик - желтый), наберите нужные цвета на палитру, разбавьте их почти до прозрачности - настала пора делать подмалевок.

Подмалевок - это нанесение на бумагу тонких слоев краски основной гаммы с целью выделения главных цветовых пятен, грубой прорисовки форм.

На данном этапе работы не важна аккуратность, цвета могут переходить один в другой, четкой границы между ними не существует.

Следующим этапом является нанесения более густой краски поверх слоя подмалевка. Какого-то конкретного правила, как работать со вторым слоем, нет. Кто-то предпочитает двигаться от светлого к темному, кто-то наоборот, вначале забивает тени, а потом идет на осветление. Важно помнить, что на этом этапе мы не уделяем много внимания деталям, мы просто подчеркиваем форму, определяем глубину работы (вот тут как раз три правила перспективы вам в помощь).

Третий этап самый ювелирный. Тут мы работаем с деталями аккуратно и совсем ненавязчиво. Выделяем объекты переднего плана, подчеркиваем резкие тени. Главное не переборщить, чтобы картины не стала пестрой.

Подробнее о поэтапной работе с акварелью на пленэре можно почитать в нашей статье .

В следующей статье мы расскажем вам об особенностях пленэра с различными материалами: красками, карандашами, пастелью, маркерами.